Почему в Пензе идея продовольственного кооператива обречена на провал
Журналист
Журналист
Максим Денисов

Когда первый секретарь Пензенского обкома КПРФ Георгий Камнев объявлял о создании в Пензе «народного потребительского кооператива «Товарищ», сразу же возникла мысль о предвыборном пиаре. Не потому, что я имею какие-то предубеждения к коммунистам (хотя, безусловно, имею, но осознаю оные и держу их в узде).


  

Ничего нового?


Просто идея потребительской кооперации стара, как капиталистический мир. Достаточно вспомнить замечательный рассказ Артура Конан Дойля «Голубой карбункул» из серии произведений о Шерлоке Холмсе. Напомним, что драгоценный камень в том рассказе обнаружился в шее рождественского гуся. Причем, гуся, приобретенного посредством потребительской кооперации (напомним, дело там происходит в 80-х годах XIX века).

Небогатые клерки заранее скидываются и заказывают оптовую поставку птичнице (та, кстати, тоже довольна, ибо имеет оборотные средства), и к Рождеству получают каждый по гусю, который иначе оказался бы им не по карману.
Пример широко распространенной ныне кооперации с использованием современных же технологий: так называемые, «совместные покупки» в интернете.

Идеология


Казалось бы, что странного? Но у коммунистов идея потребительской кооперации оказалась возведена в ранг идеологического мероприятия: борьбы с буржуинами, сиречь крупными сетевыми магазинами, которые, как рассказывал товарищ Камнев в марте в эфире буржуинской радиостанции «Эхо Пензы»:

«Сегодня одна из проблем — торговые сети, которые, с одной стороны, зажимают производителей, с другой — вздувают цены. Эта прослойка — от 30 до 50% стоимости продукта. При этом они ничего не производят. Мы решили бороться с этим посредником не на словах, а на деле. Суть кооператива — покупать товары у производителя и передавать их членам кооператива без наценки. Мы договорились с рядом организаций, большими оптовиками о том, по какой цене будет приобретаться товар».

В апреле этого года Пензенский обком КПРФ рапортовал о первых успехах — организации двух пунктов выдачи дешевых харчей — в конце проспекта Победы, ближе к выезду на велозаводские дачи, и в трущобах Заводского района.

Георгий Камнев считает, что подобный потребительский кооператив — отличная альтернатива капиталистическому предприятию.

«Я думаю, что мы сможем принять в свой кооператив тысячи пензенцев. Благодаря большим объемам закупок, которые мы будем делать совместно, нам удастся снизить уже и без того низкие цены кооператива» — подытожил он.

В настоящее время в потребкооператив вступило уже несколько сотен человек. Для того чтобы стать членом кооператива, необходимо заполнить анкету и уплатить членский взнос в размере 30 рублей.

А почему у вас?


А еще через месяц пензенский опыт был представлен самому Зюганову. Вскоре после этого автор смог побывать на пресс-конференции, где он имел возможность задать главе пензенских коммунистов пару вопросов. Главный из них был следующим:

— Идея потребительской кооперации не то что не нова, а буквально недавно продвигалась, в том числе, и нашим бывшим губернатором Василием Кузьмичем Бочкаревым. Результат — нулевой. Почему должно получиться у вас?

— Вопрос не в названии, а в сути. У наших властей любое благое начинание вырождалось в кампанейщину. Они воспринимали свою деятельность по стимулированию создания кооперативов, как ритуальное действо. Например, раздать деньги и ждать, что из этого что-то выйдет. А выходило следующее: люди объединялись в кооперативы по получению денег! У нас другая экономическая основа!
Ах, как это верно сказано про кампанейщину и ритуальные действа, но самая пора перейти к сути — экономике потребительского кооператива «Товарищ».

Экономика



Разобравшись с политикой, мы решили перейти к экономике кооператива. И вынуждены с сожалением констатировать, что за два с лишним месяца обещаний, как от самого Георгия Камнева, так и от других ответственных лиц обкома, мы не получили возможности ознакомиться с документами, или, хотя бы поговорить с лицом, ответственным именно за хозчасть кооператива «Товарищ». Несмотря на многочисленные заверения — что вот-вот.

А потому — наши сомнения, без их ответов.

Первое. Всякий потребительский кооператив основан на том, что его члены заранее: или оптом, или на постоянной основе предлагают производителю или мелкому оптовику более выгодное сотрудничество. То есть, со стороны потребителя это подразумевает пай. КПРФ предлагает заплатить 30 рублей единоразово — и все! Для чего эти 30 рублей нужны? Чтобы получить карточку. А для чего карточка нужна? Чтобы случайные нищеброды не пролезли в систему? Нет! Так Плохо о КПРФ мы думать не можем! Остается одно: посчитать всех по головам и отчитаться в отчетно-выборный период. Другой логики здесь быть не может.

Второе. В кооперативе «Товарищ» как-то само собой разумеется, что его члены будут получать продукты по закупочным ценам? Как такое может быть? А вот так! Товарищ Камнев говорит, что подвоз к двум имеющимся точкам данных продуктов будет осуществляться силами поставщиков! Ну, поверим. Хотя им-то, крестьянам, страдающим от гнета оптовиков, это в убыток?

Тогда другой вопрос: вы осуществляете деятельность, которая требует помещения, персонала в лице продавца, товароведа, бухгалтера, расходы на санитарную и прочую инспекции. Откуда это все? Ответ «на общественных началах», звучавший на пресс-конференции, — неудовлетворителен ни по каким параметрам. Ну, ладно, я — лох, поверю… а злое государство, налоги вожделеющее? Для него объяснение «на общественных началах» и использование арендованных под политическую деятельность помещений не прокатит! Про трудовую инспекцию я уж и не заикаюсь…

Третье. И главное — объявление цен. Они-де в полтора-два раза ниже имеющихся в городских супермаркетах. Сразу отметим, что на данный момент это всего лишь 12 наименований — в большинстве крупы. Цены на которые невысокие и без того, и которых за раз много не увезешь. Ехидная реакция интернета последовала незамедлительно. Суть — ехать из-за выгоды в 5 рублей за килограмм с ГПЗ на улицу Фрунзе, тратя при этом до 40 рублей на городской транспорт - это надо очень серьезно возможности своего здоровья посчитать… не говоря о кошельке…

Четвертое. Следует понять, что если бы всё так было просто и хорошо, такие потребительские кооперативы были бы давно на каждом углу и без предвыборных идей пензенских «зюгановцев», но их нет, и понятно, почему. Потому что рынок — это не только дороговизна, но и дешевизна. В двух соседних магазинах цена на овсянку имеет разницу в десять рублей. В двух соседних аптеках разница в цене на отдельные виды медикаментов бывает в полторы-две сотни рублей. Рыночная экономика — это ярмарка на площади, да и на Арбековском рынке каждые выходные, — пишет по этому поводу наш коллега Виктор Шамаев

 А ничего, что есть уже сколько лет, ярмарка на площади Ленина, с заездами на Московскую, например? И ярмарки выходного дня — от Терновки до Арбеково? Наши пензенские губернаторы их уже десятилетиями благословляют. Цены — там блазнее кооперативных. И не только на крупы, но и на парное мяско. Вот только едут туда не все и не особо охотно…

Почему… читайте в ближайшей статье об «итальянской кооперации» на селе и перспективе сел на Руси вообще.

Источник фото: kayrosblog.ru




Похожие статьи