Пенза: о стратегии развития и агломерационных процессах
С точки зрения рядового пензенского читателя лично мне показалась особо интересной заключительная ее часть. Однако предлагаем нашим читателям ознакомиться с полным материалом.
И еще. Об агломерации начали активно говорить лет пять назад. Для тех, кто не в теме, поясним, что в широком смысле это компактное территориальное размещение городских населенных пунктов, объединенных интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. При должной организации агломерация сможет стать толчком для социально-экономического развития субъекта РФ.
В частности, если мы будем рассматривать состав Пензенской агломерации как город Заречный, населенные пункты Пензенского, Мокшанского и Бессоновского районов (о чем пойдет речь в материале Виктора Николаевича), нужно понимать, что на территории агломерации должны работать единые правила, обязательные для всех.
И в сфере выделения земли под жилищную или промышленную застройку, и подведения инженерных сетей. А принятые общие агломерационные решения должны быть обязательны для всех и не нужно отдельно уговаривать каждого чиновника идти навстречу предпринимателям или простым людям.
И идеальным эффектом агломерации должен стать максимальный уровень капитализации территории и основных ресурсов, максимальной организованности территории и создании максимально комфортной среды обитания. Это было небольшое отступление. А теперь обещанный материал.
О привлекательности города
По своему типу город Пенза может считаться классическим «провинциальным» городом средних размеров с высоким уровнем пешеходной доступности, относительно низкой плотностью застройки, высокой долей зеленых насаждений и ярким, характерным внешним обликом. Пространственное развитие Пензы определяется внешними природными и транспортно-географическими факторами.
Хотя Пенза не относится к числу важнейших мультимодальных транспортных узлов европейской части России, город выгодно расположен по отношению к федеральной и международной транспортной сети. В частности, Пенза имеет выгодное расположение с точки зрения транспортной инфраструктуры:
• с северной части город огибает важнейшая федеральная автомобильная дорога М5 «Урал» (Москва — Самара — Уфа — Челябинск, с выходом на Екатеринбург и сибирские города).
С юго-западной части города отходит автодорога 1Р-209 Пенза — Тамбов, а в нескольких километрах от Пензы проходит автодорога Саратов — Нижний Новгород;
• через город проходит одно из железнодорожных ответвлений Международного Евроазиатского транспортного коридора «Транссиб» (так называемый Южный ход Транссиба), с сортировочным узлом из станций Кривозеровка — Пенза I. В западном направлении этот коридор выходит на Киев, с дальнейшим выходом на Панъевропейский коридор III (Берлин-Киев), в восточном направлении — на Самару, Челябинск и далее на Северный Урал и Сибирь, а также в Казахстан и далее в Китай и Среднюю Азию.
При этом в Пензе пересекаются две российские железные дороги — филиалы ОАО «РЖД» — Юго-Восточная с центром в Воронеже и Куйбышевская с центром в Самаре; городской аэропорт может обслуживать лишь отдельные категории воздушных судов (3,4 и некоторые ВС 2-го класса), но после предполагаемой реконструкции аэропорт сможет выполнять функции запасного аэродрома для аэропортов Московского аэроузла и аэропортов Поволжья, а также претендовать получение статуса международного аэропорта;
• возможность для развития грузовых и пассажирских перевозок водным транспортом через приток Волги, реку Суру. Однако такая возможность возникнет только в том случае, если в России на федеральном уровне будет реализовываться политика по развитию речного судоходства. Выгодное транспортное расположение Пензы значительно усиливается за счет территориального окружения, которое включает практически все города с численностью более миллиона человек, расположенные в Европейской части России (за исключением Санкт- Петербурга), а также ряд других достаточно крупных городов и регионов.
В целом на расстоянии до 750 километров от Пензы живет более 50 миллионов человек, причем в основном это самые развитые и богатые регионы Европейской части России. Такое окружение может рассматриваться не только как потенциальный рынок сбыта произведенных в Пензе товаров и услуг, но и как широкая сеть партнеров для реализации различных межрегиональных проектов.
Вместе с тем, расположение Пензы в «кольце» развитых, густонаселенных и богатых городов несет не только потенциальные выгоды, но и потенциальные угрозы.
Во-первых, это высокая интенсивность конкуренции с этими городами, обладающими более выраженными конкурентными преимуществами и существенно большими ресурсами для развития.
Во-вторых, проблему составляет расстояние от Пензы до Москвы. С одной стороны, оно слишком велико для того, чтобы получать эффект от близости к столице, как это делают Калуга, Ярославль, Тула, Рязань и т. п. С другой стороны, это расстояние недостаточно для того, чтобы размещать в Пензе локальные производственные и сбытовые подразделения.
Как правило, крупные международные компании при принятии решения о размещении своих локальных производственных подразделений, как правило, стараются располагать их по «сетке» с шагом около 1000 километров.
В этом случае Пенза проигрывает, например, Саратову, Самаре, Ульяновску. Тем не менее, баланс между выгодами и недостатками транспортно-географического расположения для Пензы, безусловно, положительный, однако для города важно не вступать в прямую конкуренцию со своими соседями, а найти собственные «ниши» для развития. К сожалению, получать в пол- ной мере выгоды от благоприятного транспортно-географического положения Пензы затруднительно из-за недостаточно развитого на сегодняшний день транспортного сообщения между регионами, в том числе между регионами и городами ПФО.
Это касается в первую очередь пассажирских перевозок, т. к. для коммерческих перевозок используется сеть автомобильных дорог, но качество межрегиональных автодорог также требует улучшения для более эффективного использования автодорожной сети бизнесом и гражданами. Пространственное развитие Пензы обуславливается и ограничивается рядом факторов:
• наличием реки Суры, разделяющей город на две не- равные части;
• сложной топографией местности («горы»);
• пригодностью земли для строительства (имеется в виду, например, наличие болотистой местности на левом берегу Суры, в Железнодорожном районе);
• расположением железнодорожных путей и автодорожных магистралей;
• расположением существующей застройки;
• наличием парков и охраняемых природных территорий в черте города. Продолжающий развиваться центр города совмещает в себе несколько ключевых функциональных «точек»:
• транспортную (железнодорожный вокзал и пересечение автодорог);
• административную (размещение администрации города и Правительства области, Губернатора области, представительных органов власти города и области, региональных и городских филиалов федеральных министерств и ведомств);
• деловую (расположение головных офисов, региональных представительств, торговых центров); • развлекательную и рекреационную (центральная пешеходная улица Московская, набережная реки Суры, высокая концентрация развлекательных центров, кафе и ресторанов).
Активное жилищное строительство ведется в настоящее время в удаленных районах города, там, где это позволяют «граничные условия» и где есть инфраструктурные возможности. Наиболее активные направления застройки — в первую очередь северо-запад города, в направлении Москвы, Октябрьский район, микрорайон Арбеково.
Там же планируется строить школы, торговые комплексы и прочую социальную и коммерческую инфраструктуру, и частично все это уже строится. Другое важное направление жилой застройки — это южная часть города, в направлении к Саратову, в районе Терновки, а также Г ПЗ-24. Таким образом, пространственное развитие Пензы в настоящее время происходит по трем основным векторам:
• Октябрьский район — Арбеково — автодорога на Москву;
• Направление на аэропорт и Терновку;
• Направление на Заречный — взаимное движение со стороны Заречного и Пензы, обмен людскими потоками. Вместе с тем эти же ограничения создают для города ряд градостроительных возможностей.
Пенза имеет ряд условий для создания живописного, разнообразного, обладающего отличительными особенностями облика города, в том числе большие перепады высоты, благоприятные климатические условия для создания «зеленых зон», река, наличие участков старинной застройки.
Все эти отличительные особенности нужно сохранять и использовать. Важно выделить центральную часть города, ограниченную следующими ориентирами — гора, железнодорожный вокзал, река, остров «Пески». Эти ориентиры, а также центральная улица — Московская — должны иметь особенно качественную за- стройку с максимально возможным сохранением исторических зданий.
Кроме того, развитие города невозможно без координации действий властей муниципальных образований городов Пензы и Заречного и муниципальных районов, расположенных рядом с «конурбацией» Пенза-Заречный: Пензенского, Бессоновского и Мокшанского районов.
О дальнейшем развитии территорий в форме агломерации Прослеживая эволюцию форм расселения, нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время все чаще на смену городским и сельским поселениям приходят новые формы расселения, образующиеся, как правило, в результате сближения нескольких поселений в процессе их роста.
Такие поселения принято определять как городские агломерации, позволяющие развивать территории населенных пунктов во взаимодействии. В настоящее время ведется разработка стратегии развития Пензенской агломерации. В состав Пензенской агломерации включены город Пенза, город Заречный, населенные пункты Пензенского, Мокшанского и Бессоновского районов. Такой состав определен не только в силу компактного расположения данных территорий, но и благодаря тесному сотрудничеству в области экономики, культуры, спорта и туризма.
Город Пенза выступает ядром Пензенской агломерации и административным центром Пензенской области. При социально-экономическом развитии территорий в форме агломерации наиболее эффективно используются ресурсы, в том числе и человеческий потенциал. Пенза является центром функционирования и развития агломерации, местом притяжения рабочей силы со всей территории создаваемой агломерации.
Стратегия социально-экономического развития Пензенской агломерации на период до 2035 года направлена на повышение качества жизни в агломерации, повышение конкурентоспособности экономики агломерации, улучшение экологической обстановки, повышение энергоэффективности и правильное пространственное развитие агломерации. Проектируются основные направления экономического и социального развития агломерации и выбираются наиболее эффективные пути достижения поставленных целей.
Преимущественная ориентация планов — решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения, а именно увеличение до- ходов населения, удержание и снижение индекса цен на товары и услуги, снижение уровня смертности и повышение уровня рождаемости, а также повышение уровня обеспеченности учреждениями образования, культуры, спорта и здравоохранения. Источник фото: изображения взяты из журнала «Вестник Маг»,http://www.penza-gorod.ru/upload/medialibrary/3fa/3fa2b51fcf054bc0deaf97ffd8e5d97a.pdf