18° ... 18°, ветер 3 м/с
94.32
100.28
Особенности национального строительства, или за что посадили Александра Пашкова
Журналист
Журналист
Павел Романов, Леонид Захаров

Имя Александра Пашкова в Пензе уже стало нарицательным. Все помнят искусственные газоны в центре Пензы за миллионы рублей и не только. У руля исполнительной власти Пензы Пашков оказался в феврале 2005 года, когда в стране укреплялась вертикаль власти. Да и сам Пашков занял кресло мэра благодаря этой вертикали — всенародные выборы главы администрации Пензы как раз незадолго до того были заменены конкурсным назначением.

11.jpg

Естественно, основной задачей Александра Владимировича стало укрепление городской властной вертикали. Предприниматели и просто жители Пензы тогда жаловались, что для получения пустякового согласования на что-либо надо потратить уйму времени, обить пороги многих чиновничьих кабинетов. Судьба согласования зависела не столько от руководителей, принимающих решения, сколько от мелких клерков, выполняющих, по сути дела, технические функции. Пашков начал эту систему ломать.

Более заметным для всех горожан делом Пашкова стало расширение проезжей части улицы Пушкина. Меры по расширению локальных участков, например, отрезка улицы Суворова, примыкающего к улице Кирова, предпринимались и до него, но масштабная реконструкция пензенских улиц началась именно с Пашкова. Для обывателя это может показаться делом не слишком сложным: перенёс бордюрный камень — вот тебе уже и дорога стала шире. На самом деле, это затрагивает еще и многие коммуникации, а у этих труб и проводов есть свои хозяева, которые, как несложно догадаться, тоже не слишком были рады переменам.

При Пашкове Фонтанная площадь была очищена от пивных шатров и превратилась в приятное место отдыха горожан. И здесь он тоже не нажил себе друзей во всевозможных структурах, учитывая его, мягко говоря, порывистый нрав.

А когда Александр Владимирович стал заместителем председателя правительства области, то каким-то чудесным образом стал оказывать влияние на членах этого самого правительства. Например, он окружил себя молодыми амбициозными людьми, которые могли позвонить в кабинет Елены Столяровой и бесцеремонно сказать: «Эй, Столярова, тебя сам Пашков вызывает на ковер».

Примечательно, когда я работал в «Пензенской правде», туда позвонил ныне покойный Василий Бочкарев. Он сказал примерно следующее: «Саша очень сильно зазнался. Его нужно немножко поставить на место». Естественно, вышла разгромная статья в отношении, кстати, одного из фаворитов губернатора. На следующий день Пашков собрал срочно пресс-конференцию, на которой сказал: «Здесь присутствует корреспондент любимой мне «Пензенской правды». Но что-то неправильную политику она ведет в последнее время».

А через несколько дней Александра Владимировича отправили в отставку, а затем арестовали в аэропорту сотрудники УФСБ по подозрению в коррупционных скандалах. За это Пашков получил восемь лет лишения свободы и все же вышел на свободу досрочно.

Практически сразу после освобождения он становится советником губернатора. Причем по вопросам, связанным с медициной. Он в частности курировал строительство перинатального центра стоимостью более двух миллиардов рублей. Выходит, его опыт, как руководителя нескольких успешных коммерческих фирм и достаточно известного чиновника, был весьма востребован.

Перинатальный центр должен был сдаться еще в начале этого года. Однако есть одно «но». Столь масштабный проект вряд ли может сдаваться по какому-то установленному плану. Его нужно делать качественно. То есть, чтобы потом не было каких-либо катаклизмов. Все мы помним, как обрушилось одно из армейских общежитий в России из-того, что строители хотели сдать его в срок, нарушая все нормы безопасности. Тогда погибли десятки человек.

А если учитывать, что в клинике должно быть установлено новейшее оборудование стоимостью в десятки миллионов долларов (а рассчитана она совсем на небольшое количество мест), то понятно, почему сотрудники правоохранительных органов проявили к этому строительству такое большое внимание.

Что мы имеем в остатке? По версии следствия, обвиняемый и еще один участник по этому делу, руководитель ООО ЦСК «Сигма» Сергей Богунов заключили некое партнерское соглашение. Заказчиком строительства (а первоначально все финансирование перекладывалось на бюджет региона) была государственная корпорация «Ростех».

Но даже у такой мощной организации нет возможности вести строительство в одиночку. Вот тут-то и появилось ООО ЦСК «Сигма», как субподрядчик. Расшифровывается просто: Центральная строительная компания «Сигма». Но это не просто компания, а целый холдинг, включающий в себя ООО СК «Сигма Интеренешнл», ОАО «Наукоемкий завод энергоэффективных технологий «Сигма Интерпрайз», ООО «Научно-внедренческое предприятие «Европа» и ряд других связанных с ним организаций.

Что примечательно, компания имеет два адреса. Один в Москве на улице Новый Арбат, другой в Пензе на улице Революционной. При этом местный филиал позиционирует себя, как организацию, занимающуюся «научными исследованиями и разработками в области естественных и технических наук».
По первоначальной версии следствия, Пашков и Богунов при строительстве медцентра похитили более двухсот миллионов рублей. Потом эта сумма неожиданно уменьшилась до 97 миллионов. В принципе для нашего правосудия это весьма обычное явление. Сначала раздуем сенсацию, а потом дело разваливается, как мыльный пузырь.

В общем, фабула такова: от Богунова Пашков получил тридцать миллионов рублей. Сумма вполне приличная даже для советника губернатора. А если учитывать, что он уже был судим, то это уже рецидив. Но есть и еще одно обстоятельство. Человек вряд ли станет наступать на одни и те же грабли. Весьма возможно, что в этом деле со временем вскроются новые обстоятельства, где Пашков станет невинной жертвой, как и утверждают сейчас его адвокаты. Мы следим за развитием ситуации.

Фото автора


Похожие статьи