-9° ... -14°, ветер 3 м/с
88.17
92.02
20 лет спустя. К началу «осады» города
Журналист
Журналист
Петр Гарин

В октябре 1998 года губернская власть начала борьбу за распространение своего влияния на областной центр.

4.jpg

Как «сделать» мэра


В прошлый раз было высказано предположение: с какого момента вертикаль власти в Пензенской области начала выстраиваться под одного человека. А именно с увольнения министра экономики Евгения Голяева и передаче ГУП «Пензоптпродрынок» функций коммерческого распорядителя всей сельхозпродукции.

Во всем же своем великолепии «бочкаревщина» восторжествовала, когда губернатор осуществил давнюю идею-фикс распространить свое влияние на областной центр. И «взял» город, когда в сентябре 2004 года глава администрации Пензы Александр Калашников, занимающий эту должность на протяжении 13 лет, не дожидаясь окончания своих полномочий, подал в отставку. А в феврале 2005-го депутаты Гордумы свежего созыва проголосовали за новую процедуру назначения мэра. С тех пор он выбирается депутатским корпусом на контрактной основе.

Видимое противостояние Бочкарева и Калашникова началось в предвыборную кампанию 98-го, когда мэр, непонятно с какого перепугу, выставил свою кандидатуру на пост губернатора. Но, во-первых, баллотировался Александр Серафимович слишком поздно — только в феврале, когда стало ясно, что «красный прокурор» Виктор Илюхин выдвигаться не будет. Во-вторых, горожане, избравшие Калашникова-мэра в 1996 году, не восприняли его инициативы, и за Калашникова-губернатора не проголосовали.

И, наконец, мэр стал жертвой первого использования в регионе «черного пиара» крупного калибра. 10 апреля, за два дня до выборов, по каналу ОРТ в передаче «Человек и закон» вышел репортаж, посвященный чете Калашниковых и их особняку на Бугровке (по нынешним меркам особняк был так себе — третий сорт). Пятиминутный сюжет, как бульдозер, сровнял с землей достойный имидж Заслуженного строителя РФ, мэра-хозяйственника и покровителя спорта. В итоге он занял 4-е место, набрав 5,16 процентов голосов.

Наш человек в Гаване


Производство сельхозпродукции и ее переработка — это, конечно, тоже бизнес. Правда, по своим оборотам несопоставимый с денежными потоками, питающими областной центр. По словам того же Калашникова, в конце прошлого столетия даже в таком аграрном регионе, каким считалась наша область, Пенза обеспечивала около 80 процентов поступлений в областной бюджет.

При этом функции и сферы влияния муниципалитета и областной власти были четко разграничены. Бочкареву необходимо было срочно включить город в круг своих интересов, но действующий мэр на роль «своего человека» по ряду причин не годился.

Основная сложность заключалась в том, что градоначальника, избранного на свой пост всенародным голосованием, в те годы было проблематично скинуть даже президенту страны. Но до следующих выборов мэра было еще два с лишним года, а общественное мнение нужно было формировать уже сейчас.

«Некоторые матерились»


19 сентября 1998 года в прямом эфире канала «Пенза» развернулось ток-шоу Вячеслава Муравьева «Я — знаменит?!» с Калашниковым.

«Студенты, войдя во вкус, буквально засыпали мэра вопросами. Пусть наивными, но все же нелицеприятными, — сообщала пресса.


«Группа поддержки Калашникова искренне возмущалась отрепетированной нахрапистостью молодежи. Телефоны в студии разрывались. Большинство гневных звонков звучали примерно так: «Почему в Пензе такие безобразные дороги?» Некоторые, не в силах сдержать возмущения, матерились… По поводу многострадальных дорог Калашников заявил, что в этом году асфальта положено вдвое больше».

Но ГТРК «Пенза» — это не 1-й канал, и провинциальное ток-шоу, даже с подготовленной аудиторией и отрепетированными звонками мэру оказалось как слону дробина. К тому же Пенза на фоне других федеральных центров никогда не выглядела замарашкой, и предметов для объективной критики именно городской власти было действительно мало.

Что же до состояния дорог, то назовите дату, когда горожане были им полностью довольны.

Не в струе


Так или иначе, сигнал общественности, возвестивший о начале противостояния, был дан. И уже 1 октября корреспондент «Новой биржевой газеты» Леонид Темнов без обиняков задал председателю областного комитета по связям с общественностью Вячеславу Ларину прямой вопрос: «Мэр сможет найти конструктивное взаимодействие с областным правительством»? Ответ не оставлял сомнений, кто является главным виновником неконструктива.

«В разграничении прав губернской и муниципальной властей еще много юридических пробелов… И вторая причина — на сегодняшний день, по-моему, в городской администрации нет четкого осознания того, что делать в струе общей областной политики. Возникает вопрос: по чьей вине существует такое непонимание? С моей личной точки зрения, в городской администрации хромает кадровая политика. Нет четкости, которую требует время».

По мнению чиновника, сформировать позитивную политику под силу только профессионалам, способным «взять на себя всю полноту ответственности».

Принуждение к депутатству


В это же время в местной прессе начинают появляться новости типа: «Ортодоксальные пензенские коммунисты собираются сагитировать Александра Калашникова выдвинуться на предстоящих выборах в Госдуму». А затем и о том, что он сам уже не прочь туда попасть.

С газетчиков взятки гладки – они уже тогда на фейках собаку съели. Но к середине октября к процессу подключается наука социология.

«Вот уже 6 месяцев политически активное население Пензы… обсуждает вопрос о том, придется ли А. Калашникову покинуть пост мэра или удастся удержаться, – сообщал директор Института региональной политики Валентин Мануйлов. Исследователь констатировал падение доверия населения лично к мэру и руководимой им структуре, а главное – сделал вывод:

«Попытки А. Калашникова улучшить свою личную привлекательность в глазах населения объясняются тем, что он устал быть главой такого крупного города, как наша Пенза, и думает о том, как бы сменить пост мэра на кресло депутата Государственной думы…»


Вот неизвестно, помышлял ли тогда Александр Серафимович хоть сном, хоть духом принять участие в думских выборах в декабре 1999 года? Известно лишь, что на них он не баллотировался.

Известно также, что в декабре 2000-го, несмотря на усталость, Калашников переизбрался на должность мэра, набрав 64,4 процента голосов избирателей и троекратно опередив ставленника областной власти Николая Ащеулова. Но это уже совсем другая история.

Фото В. Сильнова, из архива «БГ»

Похожие статьи