Пресс-клуб: как раскрыть туристический потенциал Пензенской области?
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Идея обсуждения туристической привлекательности Пензенской области в недрах пресс-клуба зрела давно. Вопрос не раз поднимался в группе нашего сообщества в Фейсбуке. И вот свершилось — 24 марта мы собрались в коворкинг-центре «Среда» технопарка «Рамеев», чтобы поговорить о том, чем можно привлечь туриста в наш регион.



Потенциал есть. Маркетинга нет


Состав участников заседания получился представительным. Так, в числе заинтересованных лиц оказались заместитель председателя правительства Пензенской области Олег Ягов (курирующий, в том числе, туризм в регионе), начальник отдела министерства культуры и туризма области Алексей Уколов, кандидат экономических наук Александр Осташков, директор туристического агентства «Беркут» Родион Даркин, инициатор создания туристических маршрутов по Пензе Евгений Копытин, представители ведущих СМИ региона и известные общественные деятели. Всего на встрече присутствовало более сорока человек.

Открывая заседание, Олег Ягов поблагодарил организаторов за приглашение принять участие в обсуждении столь важного вопроса и отметил, что Пензенская область обладает хорошим туристическим потенциалом, который нам еще только предстоит в полной мере раскрыть.

— Да, у нас есть отдел туризма, есть куратор направления, есть специалисты, но развитие туризма без сообщества, без инициативных креативных людей, которые сегодня здесь собрались, невозможно, — сказал Олег Васильевич. — Приведу пример. 27 января мы проводили первое заседание координационного совета при правительстве по развитию туризма. И не стали навязывать свою повестку, решив рассмотреть предложения всех членов совета. В результате представители туристического бизнеса, члены общественных организаций подняли очень глубокие и важные темы. Говорили про то, что действительно наболело.

У нас нет нефти, газа и алмазов. Но есть замечательная база для развития туризма. В Пензенской области более 350 объектов в списке для показа. Я объехал половину субъектов Российской Федерации. Вполне откровенно и уверенно могу заявить, что туристический потенциал нашего региона огромен. Беда в том, что мы не умеем себя грамотно преподнести, у нас не работает логистика, и слово «маркетинг» доселе нам, к сожалению, незнакомо. Предлагаю подумать сегодня именно над этим.

Начальник отдела туризма Алексей Уколов добавил, что координационный совет уже наметил первоочередные планы по продвижению пензенских объектов показа. В мае к нам приедет делегация из Мордовии, в которую войдут крупные республиканские туроператоры. Разработано несколько совместных с соседним регионом программ по развитию туризма. В том числе, шопинг-программа — направление новое, но перспективное. К освещению визита мордовских коллег приглашаются представители СМИ и блогеры.

В марте-апреле-мае туристические фирмы Пензы смогут принять участие в трех крупных выставках. С 30 марта по 2 апреля года в выставочном комплексе «Экспо-Волга» (г. Самара) пройдет межрегиональная специализированная выставка «Рыбалка, охота и активный отдых на Волге 2017», где пензенским турфирмам бесплатно предоставлено место. Затем крупные туристические выставки пройдут в Казани и Ульяновске. Алексей Уколов сообщил, что пензенские туроператоры могут без ограничений раздавать на этих выставках свои информационные материалы.
 

Чем помогут СМИ?


В начале лета отдел туризма организует два специальных пресс-тура для представителей СМИ.

— Мы поедем в начале июня — перед разгаром сезона, — сказал Алексей Викторович. — Покажем имеющиеся объекты для привлечения туристов, с тем, чтобы журналисты имели представление о них, и могли подготовить в своих изданиях интересные материалы.

Алексей Уколов отметил, что, на самом деле, работа по привлечению туристов идет. И весьма хорошими темпами. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что международный симпозиум скульпторов, который традиционно проводится на базе гостиничного комплекса «Чистые пруды», в этом году впервые перенесен с апреля на сентябрь. Поскольку в течение весны-лета гостиница загружена в полном объеме — в сезон «Чистые пруды» входят на полном аншлаге.

Также увеличение потока туристов в регион подтверждают гостиницы Пензы. Только с начала года в областном центре открылось 4 новых места для размещения туристов (одна из гостиниц, на 80 мест, — на пересечении улиц Кураева и Володарского — открылась в день заседания пресс-клуба, 24 марта). И еще две гостиницы откроются до конца года. Это парк-отель «Виктория» — напротив Дворца спорта «Буртасы» и отель (пока без названия), расположенный в районе Ахунского переезда.

Ставка — на событийность


По мнению Олега Ягова, обсуждая тему привлекательности региона, ставку нужно делать не только на конкретные объекты для показа, но и на событийный туризм. Как показывает практика других регионов и малых туристских городов, люди охотно едут на всевозможные фестивали и праздники.

— Мы вполне можем стать настоящей столицей военно-исторических фестивалей, — отметил Олег Васильевич. — В августе у нас пройдет третий по счету фестиваль «Марсово поле», в сентябре возобновится фестиваль «Золотаревское городище. Перекресток цивилизаций» и в декабре мы планируем организовать масштабное событие под названием «Рубежи Московского царства». Если мы в общероссийском календаре событий будем заявлять три военно-исторических фестиваля в год, то через несколько лет о нас узнает вся страна.

В ходе заседания пресс-клуба с презентацией туристического проекта «Золотаревский» его главный идеолог Александр Осташков, а А маркетолог Евгений Копытин рассказал о проекте «Пензенский променад». После чего состоялось весьма бурное и неоднозначное обсуждение презентаций, о чем портал «Пенза-Онлайн» расскажет в следующих материалах.