«Заря автомобилизма» над Пензой: происшествия и правила

«Пензенские губернские ведомости» №108 от 22 мая 1910 г.
Итак, летом 1906 года к немалому числу участников уличного движения в Пензе добавился автомобиль.
Ситуацию на пензенских улицах, и без того весьма хаотичную и небезопасную, это отнюдь не улучшило. И раньше практически каждую неделю что-нибудь да случалось: то прохожий попадал по неосторожности под экипаж извозчика или состоятельного горожанина, то запряжённые лошади, легко пугавшиеся чего угодно, «несли» куда глаза глядят.

Автомобиль фирмы «Alldays & Onions» 14 л.с. (реклама 1909 г.)
Находилось место в хронике происшествий и велосипедистам, имевшим привычку съезжать по крутым улицам на полной скорости — причём по тротуарам, потому что мостовые того времени (если они имелись) легко выводили из строя не только велосипедные, но и тележные колёса, и даже лошадиные подковы, — и мотоциклистам, пугавшим лошадей треском моторов. Появление автомобилей, конечно, тоже не осталось незамеченным, и уже 30 августа (12 сентября) 1907 года на Московской улице произошло второе в пензенской истории ЧП с участием «самодвижущейся машины»: у легкового извозчика №174 «лошадь, испугавшись автомобиля, понесла, причём сломала экипаж».
Пассажир отделался незначительными ушибами, а извозчик поранил голову так, что пришлось обращаться за помощью к врачу А.М. Архипову, а потом отправлять пострадавшего в губернскую земскую больницу (сейчас областная больница имени Н.Н. Бурденко).
В момент появления в России первых автомобилей возможные проблемы с их передвижением по городу решались довольно оригинально: например, в Одессе, в 1891 году, В.В. Навроцкому было запрещено ездить со скоростью выше 25 км/ч, а впереди машины каждый раз бежал мальчик с красным флагом, предупреждая встречных об опасности (кстати — в полном соответствии с английским законом 1865 года о движении моторного транспорта). Однако с тех пор изменились и автомобили, и порядки: во многих городах и регионах России уже были приняты новые правила уличного движения (в частности, «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по г. Санкт-Петербургу на автомобилях», утверждённое в 1900 году).
Поэтому и Пензенская городская дума отреагировала на ситуацию соответственно: в октябре 1907 года было принято и опубликовано обязательное постановление «о мерах безопасности и порядке движения по улицам», в котором впервые в истории Пензы устанавливались правила дорожного движения для самодвижущихся экипажей.

Обязательные постановления о мерах безопасности и порядке движения по улицам (Пенза, 1907 г.). Из фондов Государственного архива Пензенской области
В соответствии с данным постановлением разрешение ездить на велосипедах, мотоциклетках и «моторах» (в эту категорию попадали и автомобили) в черте города давалось только лицам, имевшим соответствующий документ (свидетельство) и номерные знаки, полученные в городской управе (конечно, за определённую плату). Проект постановления содержал несколько не вошедших в окончательный вариант пунктов: например, о том, что свидетельства (именные, с фотокарточкой) следовало всегда иметь при себе, и в случае нарушения правил полиция имела право изъять их (в наши дни это называется «отобрать права»). Номерные знаки менялись (и оплачивались) ежегодно, поэтому многие скупые мото-, авто- и особенно велосипедовладельцы пытались обойтись без них. Однако полиция тоже не дремала.
К примеру, в мае 1910 года пензенский полицеймейстер Н. Власков отдельным приказом предписывал всем городским приставам (начальникам полицейских частей) «лиц, имеющих велосипеды, моторы, мотоциклетки и автомобили без номерных знаков от Городской Управы, к езде по городу не допускать, а замеченных в неисполнении по выяснении личности привлекать к ответственности». Что касается правил собственно движения по городу, то они вполне напоминали современные (с поправкой на наличие множества лошадей, узкие мостовые и ограниченный обзор).
Водители механических экипажей должны были при езде придерживаться правой стороны улицы, обгонять кого-либо только с левой стороны («умеренным ходом» и с подачей сигналов), точно так же огибать углы и пересекать улицы, останавливать экипаж в случае испуга чьих-нибудь лошадей или же в местах движения различных процессий и просто больших скоплений людей и повозок; в ночное время на экипажах обязательно должны были зажигаться фонари, освещавшие дорогу впереди и номерные знаки.
О скорости передвижения поначалу ничего не говорилось (просто запрещались «быстрая езда» и «езда в перегонку»), и подобный пункт появился только в новом варианте обязательных постановлений «о порядке пользования велосипедами и автоматическими экипажами», опубликованном в «Пензенских губернских ведомостях» 21 августа (3 сентября) 1913 года.
Согласно новым правилам, скорость движения велосипедов, мотоциклеток и автомобилей на улицах, прилегающих к Базарной площади, и на самой площади, а также на всех перекрёстках, мостах и в тоннелях под насыпью железной дороги не должна была превышать 5 вёрст в час; на улицах Московской, Троицкой (Кирова), Лекарской (Володарского), Казанской (Урицкого), Никольской (Карла Маркса), Садовой (Лермонтова) и Покровской (Калинина) — 10 вёрст в час, и на остальных улицах — 15 вёрст в час. Скорость 15 вёрст в час считалась предельно допустимой.
Местные острословы тут же принялись обсуждать, каким образом полиция будет определять скорость мотоциклетки или автомобиля, не имея измерительных приборов, и будут ли вообще соблюдаться подобные ограничения.
Устанавливались и строгие требования к самим экипажам и управляющим ими лицам. Каждый автомобиль должен был иметь колёса только с резиновыми шинами и приспособления для «возможно быстрой остановки», «дачи заднего хода» и препятствующее посторонним лицам «пускать в ход автомобиль во время отсутствия управляющего оным».

Карикатура «Автомобильный спорт развивается» (начало ХХ века)
Управлять автомобилем могли только лица не моложе 17 лет, имевшие разрешающее удостоверение от полиции, медицинское свидетельство об отсутствии органических недостатков (таких, как близорукость, глухота и т.п.) и свидетельство о «выдержании испытания в знании своего дела в комиссии, назначенной управой».
Комиссия от городской управы (при участии депутата от полиции) не только проверяла способности шофёра, но и осматривала автомобиль, чтобы удостоверить его исправность и соответствие требованиям обязательных постановлений. Выданное управой разрешительное свидетельство (именной билет) водитель автомобиля должен был всегда иметь при себе и предъявлять по первому требованию полиции или городского контролёра.
Движение автомобилей за пределами городов регламентировалось в то время земством, отвечающим за состояние дорог в губернии.
Поэтому первое постановление «для езды на автомобилях и мотоциклетках по гужевым дорогам Пензенской губернии», принятое в феврале 1915 года, составлялось Пензенским губернским земским собранием, и содержало, помимо обязательных уже «городских» правил, специальные указания по техническому состоянию автомобилей и порядку их движения. Вес автомобиля с нагрузкой не должен был превышать 250 пудов (примерно 4,1 тонны), его ширина — 2/5 ширины дорожных сооружений, а высота — 1,8 сажени (около 4 метров); от колёс (с шинами обязательно из упругого материала) требовалась ширина не менее 4,5 дюйма (11,43 см).
Автомобиль должен был иметь надёжное управление, два независимых друг от друга и исправных тормоза, сигнальный аппарат и особое приспособление, «препятствующее откатыванию с подъёмов»; все управляющие приспособления (включая сигнал) следовало располагать таким образом, «чтобы управляющее автомобилем лицо могло легко и без риска перемещать приборы, приводить их в действие, как при дневном свете, так и в ночное время, не переставая при этом смотреть по своему пути вперёд».
Во время работы автомобиль не должен был «производить чрезмерный шум и выбрасывать пламя», а скорость движения требовалось снижать до 10 вёрст в час при проезде через селения, и до 5 вёрст в час на мостах, путепроводах, поворотах, крутых спусках, при выезде из ворот и в других местах, где «представлялась явная опасность движения».
При встречах с конными экипажами или подводами следовало принимать меры, «чтобы лошади не пугались автомобиля»: «свернуть на самый край дороги, уменьшить ход и останавливать в случае необходимости не только экипаж, но и мотор»; при встрече с процессиями наподобие крестного хода или похорон, пожарным обозом, воинской частью или арестантской партией также следовало останавливаться, «пока они не проследуют».
(Продолжение следует).
Подготовлено при содействии Государственного архива Пензенской области.
Источник фото: http://i156.photobucket.com,http://www.gracesguide.co.uk/