Юбилейный фестиваль СМИ «А мы из Пензы»: минутка пессимизма

В пятницу на ушедшей неделе в залах Пензенской областной библиотеки имени Лермонтова прошел ежегодный фестиваль СМИ «А мы из Пензы», уже пятый по счету. Юбилейный фестиваль собрал около ста пятидесяти представителей средств массовой информации, действующих на территории Пензенской области, а также студентов факультета журналистики ПГУ. Первые лица города, дискуссионная площадка на злободневную тему, мастер-классы и образовательные секции. Звучит, по крайней мере, неплохо. Но так ли это было на самом деле? Давайте разберемся.
«И скучно и грустно! — и некому руку подать…»
М.Ю. Лермонтов
9 сентября в нашем городе прошел очередной, уже пятый по счету, фестиваль средств массовой информации «А мы из Пензы». Прекрасные залы нового корпуса Лермонтовской библиотеки собрали около ста пятидесяти сотрудников СМИ, действующих на территории Пензенской области, а также студентов профильных специальностей.
На мероприятии присутствовали первые лица города, включая губернатора, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, три секретаря той же структуры — Владимир Касютин, Денис Токарский и Леонид Левин, медиаконсультант Владимир Скоробогатько и ведущая телеканала «Звезда» Ирина Лосик. Как же это было на самом деле?

Думается мне, что многим молодым журналистам, впервые посетившим фестиваль «А мы из Пензы», мероприятие запомнится скучным, ретроградским, бесполезным, но вкусным. Обо всем по порядку.
ПОЧЕМУ ЖЕ БЫЛО СКУЧНО?
Потому что организаторы не пригласили на фестиваль «раскрученных» спикеров. Сейчас вряд ли кого-то можно удивить визитом местных политиков и представителей столичной СМИ-тусовки не первой величины. Людям интересны «топовые» медийные персоны: кто-то вроде Парфенова, Доренко или того же Владимира Соловьева, о визите которого в Пензу в тот день так много говорили в фойе и коридорах библиотеки. С другой стороны, чего мы ждали? Организует фестиваль «Союз журналистов», соответственно, и спикеры тамошние. Но и они могли рассказать пензенским журналистам о чем-то действительно интересном и нужном. Однако выбор тем для мастер-классов тоже никак нельзя назвать новаторским или даже интересным широкому кругу людей, работающих в СМИ. Подробнее об этом — ниже.
ПОЧЕМУ ФЕСТИВАЛЬ БЫЛ РЕТРОГРАДСКИМ?
Если вкратце, образовательная программа фестиваля уже не первый год рассчитана исключительно на представителей городских и областных печатных изданий, а также тележурналистов. А как же мы, скромные труженики сферы интернет-журналистики? А фотокорреспонденты, коих на мероприятии присутствовало немало? Создалось впечатление, что организаторы фестиваля совершенно забыли о том, насколько непростительно в современном мире не успевать идти в ногу со временем — это, по крайней мере, недальновидно.
День ото дня активность СМИ в интернете растет вместе с количеством независимых интернет-изданий: над созданием каждого из них работает обычно целая группа специалистов — не только корреспонденты-авторы контента, но и веб-дизайнеры, пиар-менеджеры, программисты, специалисты в области продвижения. На одном из мастер-классов фестиваля «А мы из Пензы» подробно разбирались плюсы и минусы версток конкретных печатных изданий города и области. Но совершенно не обсуждались такие актуальные ныне темы, как особенности дизайна новостных и информационно-аналитических интернет-порталов или вопросы из области SEO и SMM-продвижения.
Хочется воскликнуть: «Стыдно, товарищи!» Ведь именно из-за всего вышеперечисленного для нас, представителей интернет-издания, фестиваль, по сути, оказался совершенно бесполезным. Кстати, в альманах «А мы из Пензы», который организаторы вручили каждому гостю еще при регистрации, статьи интернет-журналистов также не вошли. Что это? Искреннее отсутствие интереса? Игнорирование? Бойкот? Или организаторы «А мы из Пензы» действительно отстали от основных тенденций в области развития СМИ и совершенно этого не замечают? Непонятно.
ВКУСНАЯ ЕДА И ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ
Теперь о хорошем. Печально, конечно, что в числе плюсов фестиваля СМИ «А мы из Пензы» на первом месте хочется назвать вкусные закуски и сладости, представленные на кофе-брейк, но это так. Еще не стоит забывать, что любое мероприятие «делают» зачастую не организаторы, а сами гости: за кулисами мероприятия представители городских и областных СМИ много смеялись, делились последними новостями, обсуждали грядущее.
Стоит признать, что ничто не смогло испортить ту особую атмосферу, которая обыкновенно царит в местах, где единовременно собирается большое количество единомышленников, людей одной профессии, одного призвания. Как сказал Владимир Познер: «Нельзя научить человека быть журналистом, потому что это образ жизни, это определенное внутреннее состояние. Человек должен понимать, почему, собственно говоря, он этим занимается».