Взгляд со стороны: Терновка в кубе

Современные архитектурные решения так называемой «деловой» застройки Пензы в большинстве своем, к сожалению, убоги. А своими корнями, по всей видимости, они уходят в 90-е годы прошлого столетия, когда чрезмерность во всем исключалась по причине недостатка денежных средств и скорости реализации проектов. Отсюда и неизжитый архитектурный примитивизм.
Даже здание, построенное на пересечении улиц Суворова и Плеханова по заказу такой богатой организации, как Сбербанк, в те годы выглядевшее довольно монументально и даже с претензией на помпезность, со своими «кубиками», поставленными рядом и друг на друга, в архитектурный облик города так и не вписалось.
Возможно, пример с банками не совсем удачен, ведь они в сознании обывателей должны рисоваться этакими неприступными крепостями, и выглядеть соответственно, как, например, серая громада Центробанка с окнами-бойницами на ул. Кирова. Но вот здание, расположенное напротив Сбербанка, построенное сравнительно недавно и приспособленное под торгово-развлекательный центр, даже гости Пензы называют безобразным. И даже башенки на нем их не впечатляют.
Конечно, кубизм, как отдельный архитектурный стиль, имеет место быть и развиваться. В качестве яркого примера его использования приводят Прагу, а чешский кубизм называют уникальным явлением в мировой архитектуре. К сожалению, то ли наши архитекторы трактуют это слово довольно узко, то ли у заказчиков по-прежнему не хватает средств, пензенский «кубизм» с пражским не сравнить.
То и дело в Пензе появляются постройки в виде кубов и параллелепипедов: правильной формы либо с усеченными или с закругленными углами. Они пока малочисленны и не доминируют в общей картине застройки, хотя такая перспектива имеется. Вот на ул. Луначарского напротив автовокзала что-то опять строится по этим канонам.

Но есть в Пензе целый район, застроенный в стиле, назовем его так, «минималистского кубизма». Перед самым въездом на Бауманский путепровод стоит кафе «Хуторок», своим видом как бы предупреждая, что дальше таких архитектурных изысков вы больше не увидите.

Поворот в сторону простоты и посредственности начался, как указывалось, еще в 90-х годах. Вот яркий образчик объектов торговли тех лет, когда ни заказчики, ни проектировщики, ни подрядчики не заморачивались внешними достоинствами зданий, руководствуясь сугубо их функциональностью, а архитекторская мысль либо была слаба, либо ее вовсе не требовалось.

В нынешнем столетии тема была подхвачена и развита. С тех пор, проезжая по Терновке, вспоминаешь почему-то одного из гоголевских помещиков, в доме которого каждый предмет, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»

Только в нашем случае кажется, что каждый офисный или торговый центр в Терновке, щедро обвешанной наружной рекламой, своим видом как бы говорит: «И я тоже куб!» или «И я тоже очень похоже на параллелепипед!»

Неспроста, наверное, владельцу одного из центральных торговых объектов пришла в голову мысль назвать свое детище попросту и незамысловато — «Куб».


По тому же принципу построены и еще строятся объекты помельче.


А также деловые центры. Но здесь придраться не к чему — наверное, парки высоких технологий обязаны выглядеть именно так. Не театр же это, в самом деле.

Справедливости ради стоит отметить, что в Терновке (да и в самой Пензе, честно говоря) довольно широко представлено и другое архитектурное направление, определиться со стилем которого непрофессионалу трудно. В двух словах: много сайдинга и металлочерепицы, а внешний вид что-то типа Ноева ковчега. В самой Пензе так выглядят в основном понатыканные там и сям медицинские клиники, а в Терновке — все что угодно.

Как уже отмечалось выше, вся эта удручающая устойчивость унылых архитектурных форм присуща не только Терновке, но и всей Пензе, где из-за масштабности пока не так заметна. Что хотелось бы сказать в этой связи застройщикам, проектировщикам и уполномоченным лицам, утверждающим строительные проекты? Да всего лишь напомнить, что город — это им не песочница. Источник фото: фото автора