В пензенских школах серьезный недобор учителей



Недавно эксперты ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» в результате проведенных опросов заявили о нехватке учителей почти в половине российских школ. Ситуация в пензенских общеобразовательных заведениях не столь критична. Но проблема учительского дефицита также имеется, и она достаточно чувствительна.
Выступая на традиционном августовском педагогическом форуме, министр образования Пензенской области Александр Воронков говорил о необходимости обучения педагогов новым компетенциям, внедрении в программу современных технологий. При этом Александр Геннадьевич отметил, что не менее важной темой является нехватка учителей. На момент проведения форума в общей сложности, по его словам, региону недоставало 170 педагогов по различным направлениям.
На официальном сайте регионального минобра ежемесячно публикуется список вакансий в образовательных организациях. Этим данный ресурс выгодно отличается от сайта управления образования города Пензы, где аналогичную информацию разыскать бывает проблематично. Последние данные, опубликованные по состоянию на 15 августа, свидетельствуют о действительно серьезном дефиците учителей.
Для начала оценим ситуацию в областном центре. В общей сложности в 24-х общеобразовательных учреждений Пензы имелось сорок учительских вакансий. Наибольшее количество — четыре — значилось за школой №66. Возможно в силу присоединения к ней других учреждений и возведения нового корпуса.
Наиболее чувствительной в школах Пензы является нехватка учителей иностранного языка. Вакантными по этой позиции значится шестнадцать мест, из которых тринадцать для учителей английского языка. Девять мест свободно для учителей начальных классов, пять — для математиков.
Второй по величине город области — Кузнецк — испытывает нехватку четырнадцати учителей. Из районов области наиболее чувствителен дефицит в Пензенском (18) и Нижнеломовском (15). В общей сложности в Кузнецке и районах вакантны сто учительских мест. Как и в Пензе наиболее востребованы учителя иностранного языка — 31 вакансия. Математиков недостает в количестве восьми единиц. По семи вакансий значатся для учителей начальных классов, русского языка и литературы, а также физруков.
По ряду районов данные по учительским вакансиям отсутствуют. Но это совершенно не означает того, что там все чинно-благородно и проблемы не существует. Как и то, что приведенные данные по другим районам соответствует реальному положению.
Ведь официальная статистика зачастую не учитывает нагрузку на педагогов. Учитель может трудиться по 25 часов в неделю, а то и более, при норме в 18. То есть получается так, что при формально занятой одной вакансии учитель работает более чем на одну ставку.
Можно сделать и сноску на нередкий для сельских школ принцип «многостаночности». Как создается впечатление, едва ли не каждый учитель может вести здесь любой предмет, по мере сил и возможностей заменяя недостающих сотрудников. Зачастую при таком раскладе занятия по ряду предметов могут сводиться к банальному зачитыванию содержимого учебника, и о качественном преподавании в этом случае речи не идет.
О причинах нехватки в пензенских школах учителей начальных классов мы говорили в прошлом году, и за прошедшее время ничего не поменялось. Математика — вещь для преподавания сложная, требующая весьма высокого интеллектуального уровня, и эта сложность сказывается на не шибко высоком количестве желающих поступать на соответствующий факультет в вузе. Для педагогов же, специализацией которых являются иностранные языки, имеется масса более заманчивых вариантов применения своих знаний и навыков, нежели работа в школе.
Если по оценкам экспертов ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» в среднем по стране более всего недостает математиков, а свободные вакансии учителей иностранного языка значатся на втором месте, то для Пензы и ее окрестностей, как мы уже говорили, наиболее острая проблема именно с «иностранцами». О ней недавно упоминала «Российская газета»:
Несмотря на то что в регионе в течение первых трех лет молодые учителя получают выплаты по 35 тысяч рублей, в селе Батрак уже два года не могут найти преподавателя английского языка.
«Выпускников вузов после иняза в село не завлечь ни региональными коэффициентами к зарплате, ни другими льготами. К слову, зарплаты для села у наших учителей достойные — более 22 тысяч в месяц, и почасовая нагрузка есть.
Главная проблема — нет жилья для молодых специалистов. Если бы они знали, что, отработав какое-то время, получат дом, думаю, дефицита кадров не было бы. А без жилья куда они поедут? Иностранный язык закрываем за счет совместителей — приезжают на время, дают уроки, принимают экзамены».
Некоторые избавление от кадрового голода в среднем образовании видится в привлечении в школу специалистов без педагогического образования. Благо соответствующим профессиональным стандартом предусмотрено, что претендент на учительскую должность может иметь высшее или среднее профессиональное образование не только по направлению подготовки «Образование и педагогика», но и «в области, соответствующей преподаваемому предмету без предъявление требований к стажу работы». Но широкого распространения подобная практика пока не получает.
Решить проблему можно и неким реальным стимулированием молодых педагогов, а не на словах. Можно и с помощью целевой подготовки учителей под конкретное рабочее место. В любом случае для повышения качества образовательного процесса решать кадровый вопрос крайне необходимо.
Иначе будущее окажется целиком за «многостаночниками» с соответствующим качеством преподавания. Источник фото: http://rus-list.ru/1660-uchitelya-pochemu-zhenshhin-bolshe-v-dannoj-professii-chem-muzhchin/