Журналист
Журналист
Сергей Зимин

Заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева недавно заявляла о намерении ведомства запустить в ряде регионов пилотный проект, предусматривающий подготовку медицинских сестер к выполнению основной части работы врачей в школах. Пенза была обозначена в числе городов, где будет испытываться этот проект.

Проблема с медработниками в наших общеобразовательных учреждениях не нова. Их не хватает, и порою случается, что один медработник обслуживает пару учреждений, скажем так, посменно — три дня в одной школе, три дня — в другой. И при его отсутствии конкретное учреждение становится своеобразной зоной риска. Это в городе, а что уж говорить о сельской местности с множеством малокомплектных школ.

Пензенские СМИ неоднократно публиковали сообщения о том, что кому-то из учащихся становилось плохо, и ввиду отсутствия фельдшера или медсестры в определенном образовательном учреждении классный руководитель отправлял ребенка домой. Словно вызвать скорую помощь не судьба. Ведь как сообщали в региональном минздраве, сообщения, поступающие в «скорую» из образовательных учреждений, значатся для службы в ряду приоритетных.

Можно говорить и об отсутствии должной взаимосвязи и некотором недопонимании друг друга представителями различных ведомств. Начальник управления образования города Пензы Юрий Голодяев на одной из сессий городской думы как-то сетовал: «Медики не хотят идти нам навстречу и работать с медкабинетами в садах и школах». Говорилось о том, что медкабинеты не сертифицируются, некому осуществлять приемку и закладку блюд в столовых, упоминались и неиспользование ввиду отсутствия медиков бассейнов.

В прошлом году даже заходила речь о возможном закрытии медкабинетов в школах и детсадах Пензы ввиду того, что некому оплачивать за них «коммуналку». Чиновники от образования ссылались на свои трудности. А представители регионального министерства здравоохранения категорически отказывались «раскошеливаться», ссылаясь на то, что федеральное финансирование не предусматривает возмещение коммунальных затрат, так как, в соответствии с законом, образовательное учреждение должно предоставить площадь безвозмездно.

«Либо нам предоставляют помещения безвозмездно, и мы остаемся и обслуживаем, либо мы уходим на свои площади, и обеспечение пойдет по договорам», — цитировали СМИ заместителя министра здравоохранения Пензенской области Оксану Чижову.

В конечном итоге проблему тогда удалось решить, поскольку в бюджете сумели-таки изыскать необходимые средства для функционирования медкабинетов непосредственно в образовательных учреждениях. Но целиком решить все вопросы не удалось.

Упомянутым пилотным проектом предусматривается не просто подготовка медсестер для работы в школах. А подготовка медсестер особого статуса. С высшим образованием, которым «как на Западе» можно отдать многий функционал. И которые могли бы выполнять две трети функции врачей.

Некоторые специалисты полагают, что намерение внедрить подобную практику предусмотрено не столько заботой о здоровье подрастающего поколения, сколько банальным желанием сэкономить. Хотя бы на ставках тех же «полных», а не «двутретичных» школьных врачей.

А пока суд да дело, Минздравом РФ разработан образовательный модуль для специальности «сестринское дело». И после утверждения он должен внедриться в стандарт с высшим образованием. Школы, по словам заместителя министра здравоохранения РФ Татьяны Яковлевой, являются учреждениями для здоровых детей, где лечить не нужно, а крайне необходимо заниматься профилактикой.

Похожие статьи