Услуги позиционирования за деньги налогоплательщиков
Журналист
Журналист
Петр Гарин

Будут ли известные СМИ писать и делать репортажи, воспевающие Пензенскую область, если им перестанут выделять средства из регионального бюджета?

2323.jpg

Пошла писать губерния


В августе текущего года в твиттере Ивана Белозерцева ни с того ни с сего появилось сообщение о том, что Счетная палата по его поручению проверит эффективность использования бюджетных средств местным Департаментом СМИ и информационной политики. В комментариях прессе руководитель департамента Олег Синенков тогда заявил, что, скорее всего, это связано с тем, что его ведомство проводит «очень много закупок». И пусть, мол, проверяют, если хотят.

Следов этой проверки, если она и случилась, обнаружить пока не удалось. Что до «закупок», то связаны они по большей мере с оплатой контрактов, заключенных с разнообразными СМИ по освещению деятельности органов власти региона и вообще всяческих его успехов в социально-экономической и общественно-политической жизни. На языке PR-менеджеров прошлого века это называлось положительным позиционированием.

Например, в прошлом году Департамент заключил таких контрактов и договоров на предоставление субсидий в сфере деятельности СМИ на сумму более 83 млн. рублей, или на 2,5 млн. рублей больше, чем в 2016 году. Как водится, львиную долю этих средств — около 77 процентов — получили областные и районные газеты, учредителем которых значится департамент. Куда ж без районок? Список получателей оставшихся средств с годами тоже устоялся.

Наследие темных времен


Честно говоря, идея поощрять лояльные власти СМИ рублем появилась задолго до появления г-на Синенкова в одноименном департаменте. Точнее, уже на втором году губернаторствования Бочкарева. У нас ведь как теперь: куда не обернись по любому поводу, повсюду маячит тень Василия Кузьмича.

Уже в 2000 году местная власть почувствовала, что официальные издания проигрывают информационное поле независимым изданиям. Первым делом, недолго думая, учителей области подписали на «Пензенскую правду» в счет невыплаченных им же пособий за методическую литературу.

А годом позже воплотилась в жизнь масштабная областная операция «Основы государственной информационной политики на 2001 год», согласно которой избранным негосударственным СМИ из бюджета выделялось 4 млн. рублей. Еще 150 тысяч долларов (!) для создания положительного имиджа губернии было вбухано на покупку газетных полос и эфирного времени в центральных газетах и телеканалах.

Указанным годом инициатива не ограничилась. С тех пор и т.н. «оппозиционная пресса» давно канула в Лету, и областная власть закрепилась на всех позициях, и вообще в центре и на местах все чинно и благородно. Но вот желание рассовывать бюджетные деньги по масс-медиа не убавилось.

Огласите весь список, пожалуйста


Список поставщиков услуг по положительному позиционированию региона посредством эфира, газетных полос или интернета за последние годы остается практически неизменным. Исходя из информации текущего года, полученной из открытых источников , в нем по-прежнему лидирует местное вещательное ООО «Фирма «Экспресс», заполучившая три контракта на сумму почти в 6 млн. 270 тысяч рублей.

Медиахолдинг «Наш дом» в этом плане отстает. ООО «Издательство «Наш дом» получило два контракта на 297 и 693 тыс. рублей, ЗАО «Телерадиокомпания «Наш дом» — тоже два: на один миллион 980 тысяч рублей и на два миллиона. ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» в этом году обязалось освещать успехи региона за четыре миллиона рублей.

На фоне сумм, отваленных трем китам провинциального телерадиоэфира, контракты, заключенные с редакциями «Российской газеты» и «Кузнецкого рабочего», выглядят не столь внушительно. Оба издания потратят на материалы о поступательном развитии Пензенской области по полтора миллиона рублей. Издательский дом «Комсомольская правда» в Пензе» — значительно меньше: всего 385 тысяч.

И, наконец, сколько положили федеральным информационным агентствам. ИТАР-ТАСС — 218 тысяч 429 рублей. «Интерфакс–Поволжье» — 697 тысяч 380 рублей. «Россия сегодня» — 955 тысяч рублей. Надеемся, этих денег им хватит, чтобы хотя бы содержать в регионе приличные штатные единицы собкоров.

Общество с ограниченной ответственностью «Пенза-Взгляд» тоже поимело свою скромную долю, заключив контракт с департаментом аж на 95 тысяч рублей. Будет теперь, о чем писать.

Особняком в списке исполнителей можно выделить ООО «Центр информации» (контракт на 140 тыс. рублей) и ООО «Медиа-группа «ОМ». Первое из Тулы, второе из Саратова. Просто интересно, каким образом они там у себя создают положительный образ Пензенской губернии в глазах местного населения.

Вообще у саратовского масс-медиа по неизвестным причинам сложились теплые отношения именно с пензенскими чиновниками от СМИ: за последний год три контракта на общую сумму 820 тысяч рублей. Но если у наших «Экспресса» и «11 канала» самым денежным госзаказчиком указан Департамент СМИ Пензенской области, вопросов не возникает. А что прикажете думать, если этот же департамент значится первым поставщиком сотен тысяч бюджетных рублей в скромную медиа-группу из города на Волге?

Медиа_группа_ОМ.jpg

 Картонный Лермонтов как символ


Допустим, с финансированием «Российской газеты» все ясно: кому-то до сих пор кажется, что это престижно. Но примерно представляя стоимость рекламной полосы в этом издании, маловероятно, чтобы успехи Пензенской области за 1,5 миллиона были представлены так широко, как этого хочется клиенту. А вот «Кузнецкий рабочий» эту сумму наверняка освоит с удовлетворением и пользой для себя и заказчика.

В этом месте автора могут попрекнуть в желании посчитать чужие деньги. Ну, во-первых, пусть и сравнительно небольшие, но деньги-то налогоплательщиков. Во-вторых, на минутку представим, что в следующем году всех нынешних обладателей госконтрактов лишат казенных ассигнований. Причем не только по линии Департамента СМИ, но и правительства, муниципалитета, дум разного калибра, местных министерств, управлений федеральных ведомств и пр., и пр.? Бог с ними, с районками, «РГ» и интерфаксами, их оставим для важности. Но остальные что, вообще перестанут писать, снимать репортажи и вещать на тему политической и социальной жизни региона?

И все эти правительственные планерки, торжественные заседания и открытия, протоколы о намерениях, интервью с чиновниками, юбилейные торжества и вести с полей пойдут по боку? И читателям со зрителями останутся лишь сканворды, телепрограмма, убийства и разные курьезы, ДТП, простая реклама и унылые шоу?

Вряд ли. Вон как все расписали недавнее какое-то мероприятие, связанное с местной прессой. Ну, то, где каждый желающий мог сняться рядом с картонным, как показалось, Лермонтовым (кстати, ради такого случая могли бы и из папье-маше, как Деда Мороза, забацать).

Причем создалось впечатление, что многие непосвященные пока в рецепт бюджетного пирога СМИ осветили всю эту бодягу даже интереснее, чем давно прикормленные. Вдохновенно так осветили, душевно. Видимо, им еще есть, куда стремиться.

Похожие статьи