Учитесь не только слушать, но и слышать детей
Журналист
Журналист
Владислав Беляков

20 октября в следственный отдел Следственного комитета РФ по Пензенской области поступило сообщение об обнаружении тела 15-летней школьницы с признаками совершения суицида. Подростка нашли в одном из домов по месту жительства в Пензе. По данному факту организовано проведение доследственной проверки.

Как следует из официального комментария СУ СК РФ по Пензенской области, девочка на учете в ПДН не состояла. В ходе осмотра места происшествия установлено, что в доме, где обнаружено тело школьницы, порядок вещей не нарушен, следов проникновения посторонних лиц не имеется, обнаружена предсмертная записка.

Устанавливаются причины трагического происшествия. По результатам доследственной проверки будет принято процессуальное решение. Такая официальная, поэтому сухая, информация на сегодня.

«Смерти не желают»


По данным РИА Новости, по уровню самоубийств среди несовершеннолетних Россия находится на одном из первых мест в мире: средний показатель самоубийств среди населения подросткового возраста более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире. Однако если говорить о тенденциях, то за последние 5 лет количество подростковых самоубийств в России сократилось в 2 раза.

Теперь, что касается Пензы и области. Из доклада, представленного депутатам регионального Заксобра в мае этого года Уполномоченным по защите прав ребенка в Пензенской области Елены Столяровой, следует, что в 2015 году в нашем регионе свели счеты с жизнью 4 подростка, самому младшему из которых было 13 лет. Еще 31 подросток предпринимал попытки к самоубийству.

Как пояснила Елена Столярова, в большинстве случаев попытки суицида предпринимали дети, НЕ ЖЕЛАВШИЕ смерти. Они признались, что хотели привлечь к себе внимание родителей и других близких людей.

«На это указывает характер их действий, поскольку большинство при попытке суицида <…> находились дома с родителями, в школе, в комнате со знакомыми людьми или же сразу сообщали им о произошедшем. То есть, заведомо рассчитывая на то, что им вовремя окажут медицинскую помощь», — говорилось в том докладе.

В данном случае, по сообщениям ряда пензенских СМИ, девочка оставила предсмертную записку, в которой просила никого не винить. Семья девочки считается благополучной, а директор школы, где она училась, говорит, что никаких проблем с ней никогда не было. Нестандартного поведения тоже никто не замечал. То есть, ничего не предвещало беды. Журналисты, опросившие родных подростка, получили ответ, что причину данного поступка следует «где-то в личной жизни», а некоторые выразились еще «точнее» — «в переписке погибшей девочки в телефоне и интернете».

Школа, семья, интернет…


Многие, в том числе психологи, пытаются найти в подростковых самоубийствах систему. Если неблагополучная (либо неполная) семья, — обвиняют ее. Затем мотив ищут в школе или ближайшем окружении подростка. Если же, как в нынешнем случае, на первый взгляд, все и там, и там, в порядке, причинно-следственную связь ищут в интернете — с «его вседозволенностью и сомнительными сайтами». Будто от сомнительных сайтов не могут защитить все те же родители или учителя. Не могут или не хотят?

Вернемся к докладу Уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области Елены Столяровой. Количество детей, которые предпринимали попытку самоубийства в прошлом году, почти в 8 раз больше количества детей, которые довели ее до конца. Большинство и не собиралось этого делать. То есть, может, первой причиной таких поступков все же следует назвать отсутствие внимания со стороны родителей и близких?

Может, это именно мы, дорогие товарищи взрослые, со своей суетой и работой на трех работах (а еще нам же и самим надо посидеть в социальных сетях), слишком мало времени проводим с детьми? Ведь мы почти не разговариваем с ними. «Как дела в школе?», «Ты поел?», «Шапку надень» — только этим, как правило, и ограничиваются беседы в семье.

Разговаривайте с ребенком


Искать причину случившемуся будут. В школу наверняка нагрянет комиссия министерства образования, с мамой девочкой будут работать психологи и социальные службы. Но гораздо важнее предотвратить новую беду. «Пенза-Онлайн» пообщался с клиническим психологом Ириной Жаровой, которая рассказала, как на раннем этапе разглядеть в ребенке склонность к совершению вышеописанного, и дала несколько советов родителям.

— Ребенок, вступая в подростковый возраст, претерпевает ряд сильнейших внутренних конфликтов, — рассказывает Ирина. — Противоречие между половым созреванием и социальным ограничением сопряжено с сильным неустойчивым эмоциональным состоянием. Оно может усугубляться с запретом на выражение своих переживаний как значимых и важных в жизни. Часто ребенок остается один на один со своими недетскими проблемами .Он уже не ребенок, но еще и не взрослый, чтобы знать множество способов и уметь выбирать наилучшее для себя разрешение вопроса.

Смерть, к сожалению (если нет патологических процессов), выступает как единственный способ разрешения данной проблемы. Ребенок не в состоянии понять то, что он не хочет умереть. Он просто не знает, как ЖИТЬ с данной проблемой. Именно состояние внутреннего одиночества, когда человек надолго остается один на один со своей проблемой, и приводит к аффективному состоянию и неспособности увидеть другие пути. Родителям стоит быть внимательными не только к физиологическим потребностям ребенка, но и к психологическим. Хороши собственные примеры (разнообразие выборов и способов решения проблем.).

Ребенка нужно учить, что обращаться за помощью в случае невозможности самому найти решения — это нормально. Учить проигрывать и искать в проигрышах смыслы и позитивные моменты. Не завышать требований, а опираться на его реальные возможности и способности. Для этого существуют диагностика, тесты и психологи, которые помогут определить нормы для вашего ребенка.

Кстати, материальное обеспечение зачастую не решает данных вопросов. Родителям не хватает опыта и знаний детской психики, ее особенностей и собственного опыта.

Проблема детских смертей опасна еще и тем, что у человека до 18 лет (до полного выхода из подросткового возраста) не сформировано осознание необратимости смерти. Ребенок может использовать эту данность только для привлечения внимания к себе взрослых, не понимая последствий своих действий. В связи с этим, ребенка стоит готовить, не пугать, а готовить к реальной жизни. К жизни. в которой радости сменяются разочарованиями, любовь — гневом и т. д.

Учитесь не только слушать детей, но и слышать. Ребенку не надо много внимания, ему нужен качественный контакт. Уважайте ребенка, его мысли, чувства, даже если вам они вам кажутся несерьезными. Разговаривайте с детьми не назиданиями, а вопросами. Учите нести ответственность за свои поступки. Помните, если в доме есть запретные темы, то ребенок пойдет куда-то про них расспрашивать, а еще хуже — уйдет в себя и останется один на один со своим недетским вопросом.

Источник фото: http://frazy.su/

Похожие статьи