Татьяна Козлова: школа — достаточно сложная среда
Журналист
Журналист
Сергей Зимин

Деятельность школьной психологической службы для многих представляется загадочной. И не стоит верить утверждениям о том, что такая существует буквально в каждом общеобразовательном учреждении. Быть может, в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Самаре — так оно и есть. Но это, думается, ни в коем разе не относится к Пензенской области. Иначе, вряд ли бы в начале нынешнего года губернатор Пензенской области поручил региональному минобру разработать план развития психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений.

Татьяна Козлова

Губернаторское поручение воплотилось в создание «Комплексного плана мероприятий по совершенствованию системы оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в образовательном пространстве Пензенской области на 2016 — 2017 годы». И в конечном итоге был запущен пилотный проект по созданию практико-консультативных «Базовых психолого-педагогических кабинетов» (БПК). Они были созданы за счет дополнительных средств областного бюджета в шести районах, где с 1 сентября на удаленных местах начали работу сотрудники регионального «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи семьям».

В числе шести «пионеров» оказался Бессоновский район, где в одном из таких кабинетов трудится Татьяна Козлова. Она любезно согласилась поделиться с корреспондентом портала «Пенза-онлайн» впечатлениями от первого месяца деятельности БПК.

— Татьяна Николаевна, есть люди, которым деятельность школьных психологов представляется излишней. Можете их переубедить?

—Категорически не согласна с подобным утверждением. Школа — достаточно сложная среда, в которой возникает множество спорных ситуаций, в том числе и конфликтных, которые без квалифицированной помощи специалиста-психолога разрешить невозможно. Здесь и сложности в усвоении учебного материала у учащихся, и отсутствие взаимопонимания между учащимися и учителями, и внутрисемейные проблемы, и многое другое. Поэтому задача педагога- психолога - сглаживать негативные последствия конфликтов, нивелировать их, а также по возможности предупреждать, не допуская самого их возникновения.

— А для чего потребовалось создание таких вот кабинетов, как ваш взгляд?

— Дело в том, что специалистов в области практической психологии очень мало, особенно в районах. В нашем районе, например, они есть только в двух школах — в Бессоновке и в Чемодановке. И нагрузка у этих специалистов колоссальная. В этом плане такие «Базовые психолого-педагогические кабинеты» могут снять некоторую напряженность, минимизировать нехватку психологов в сельских школах.

При этом диапазон задач здесь весьма широк: раннее выявление семейного неблагополучия, помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.. В круг наших интересов входят дети, подвергшиеся жестокому обращению со стороны взрослых или сверстников, склонные к суицидальному поведению.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для участников образовательной среды, участие в работе школьных консилиумов, межведомственные рейды, помощь в решении конфликтных ситуаций в образовательных организациях, и многое другое, - всэ это вменяется нам в обязанности.

—Ну и каковы итоги первого месяца работы?

—Времени на «раскачку» особо не было. С первых же дней учебного года начались поездки по школам района с целью проведения профилактических лекций и бесед со школьниками, учителями и родителями, межведомственные рейды в семьи, находящиеся в социально опасном положении, работа с правоохранительными органами. Были и индивидуальные мероприятия — беседы, консультации.

— И многим ли в районе требуется столь специфическая помощь?

— Сразу не скажешь, но в том, что поработать придется немало, сомнений не возникает. Работа кабинета только началась, многие еще не знают о его существовании. Поэтому мы стремимся донести информацию о работе БПК как можно более широким массам населения района, используя при этом и средства массовой информации, и просторы сети «Интернет», и личные контакты.

— А специфика сельской жизни накладывает какие-либо дополнительные сложности на вашу работу?

— В нашей работе каких-либо дополнительных сложностей, думаю, быть не может, поскольку, независимо от места расположения, специалист с одинаковой отдачей должен относиться к своей работе. Конечно, менталитет городских и сельских жителей, в том числе и маленьких, несколько разнится. Считается, что на селе все друг друга знают, ведают обо всем, что происходит в соседнем дворе. С одной стороны, в этом есть некоторые плюсы. Но бывают такие ситуации в семье, о которых посторонним лучше не знать. И здесь требуется очень корректное отношение к решению проблемы.

— Есть ли что-то такое, чего вам явно недостает в работе?

— Знаете, на данном этапе меня вполне устраивает площадь, выделенная на базе Управления образования Бессоновского района. Но в будущем хотелось бы, чтобы у нас был кабинет релаксации. Пока для решения проблем, с которыми сюда обращались, такого не требовалось. Но в дальнейшем возможны и такие ситуации, при которых он лишним не окажется.

— Татьяна Николаевна, проект БПК является пилотным, рассчитанным на текущий учебный год. Чего вы ожидаете по его окончании?

— Что этот проект покажет свою состоятельность, и наша работа будет полезна жителям Бессоновского района, которым на самом деле пришлось столкнуться с такими проблемами, которые без помощи специалистов разрешить было бы очень трудно. А в дальнейшем, думаю, такие кабинеты появятся и в других районах области.

Похожие статьи