Реалии пензенского бренда многодетности

Осенью прошлого года губернатор дал поручение сделать многодетность в области модной. Проведенное научное исследование выявило серьезные сложности реализации этой задачи.
10 октября прошлого года губернатор Пензенской области Иван Белозерцев объявил о новом бренде Пензенской губернии. В своем твиттере он написал буквально следующее: «Многодетность должна быть модной. Дал соответствующие поручения. Без этой пропаганды на постоянной основе невозможно решить демографическую проблему».
На научной основе
Мы пока не можем описать подробно, как и кем исполняются данные губернатором по этому поводу «поручения». Но научное обоснование и научную постановку проблематики данная тема уже обрела. В виде исследования «Образ многодетной семьи в зеркале общественного мнения», проведенном на кафедре методологии науки, социальных теорий и технологий ПГУ.
Авторы работы - студент 4 курса Екатерина Боярова и ее преподаватель, известный пензенский политолог, а также замначальника отдела информполитики и аналитики Департамента информационной политики и СМИ области Анатолий Бодров.
Работа была одобрена к публикации Вестником Саратовского государственного социально-экономического университета — филиала знаменитой «Плехановки». Это «ваковское» научное издание, специализирующееся на науках об обществе. И попасть туда не так просто. Работа, по крайней мере, должна отвечать принципу научной новизны.
Постановка проблемы и результаты работы
Но для начала необходимо было определить задачу исследования. Авторы совершенно справедливо отметили: главное, что делает государство — государством — это люди. Демографические проблемы современной России ведут в перспективе к крушению российской государственности.
Выходы здесь следующие. Первый — философски смириться — в конце концов, в мире вообще все так устроено - исчезновение бывшего и становление нового. Не будет России — будет что-то другое. Второе — решение демографической проблемы за счет миграции — отдельная серьезная тема. И, наконец, третье — борьба за повышение рождаемости собственными силами.
Цель, обозначенная губернатором и ставшая темой исследования — это как раз шаги по третьему, самому сложному, но единственно приемлемому с патриотической точки зрения, пути.
Авторы утверждают, что ими критически осмыслены некоторые механизмы пропаганды многодетности как явления. А также сформулированы предложения по усовершенствованию программ государственной поддержки многодетных семей.
В Пензе все плохо
Для начала исследование констатирует серьезнейший демографический кризис института многодетности именно в Пензенской области в сравнении с Российской Федерацией в целом.
Демографическая ситуация Пензенской области указывает на наличие кризиса семьи в регионе. Симптомы:
—сравнительно низкие показатели брачности при среднероссийском уровне разводимости;
— показателя количества детей в семье ниже среднероссийских;
— высокий процент семей с одним родителем, семей с одним ребенком.
Для Пензенской области характерна следующая ситуация:
—супружеские пары с детьми составляют 42% от общего числа семей,
—неполные семьи — матери с детьми составляют 22%,
—отцы с детьми 2%.
— Супружеские пары без детей 34%.
Кризис института многодетности в Пензенской области налицо. За последние 15 лет семей с одним ребенком наблюдается больше всего. Кроме того, более четверти семей — матери-одиночки, воспитывающие одного ребенка, таковых в 5 раз больше, чем матерей с двумя детьми. Супружеские пары с тремя детьми встречаются почти в 8 раз реже, чем подобные семьи с двумя детьми. По статистике семей Российской Федерации супружеские пары с тремя детьми встречаются всего в 4 раза реже, чем семьи с двумя детьми.
Отсюда главная цель исследования — определение статуса и образа многодетной семьи в представление жителей Пензенской области. Кому и насколько это вообще нужно?
Исчезновение ориентации
Один из выводов, оказавшийся новостью: «в обществе отсутствует поколенческая ориентация на многодетность». Люди просто на многодетность не настроены. Поколенческая память формировалась семейными традициями: если в семье было три и более ребенка, то они, достигая детородного возраста, имели схожие позитивные установки на количество детей в семье. Авторы исследования констатируют, что эта нить прервана.
«Таблица 1. Сравнение данных о репродуктивных установках населения 2009 и 2016 годов.
Возраст респондентов, лет |
Ожидаемое число детей, 2009 год |
Желаемое число детей, 2009 год |
Ожидаемое число детей, 2016 год |
Желаемое число детей, 2016 год |
До 24 |
2,06 |
2,4 |
1,89 |
2,09 |
25 – 29 |
1,86 |
2,27 |
1,88 |
2,48 |
30 – 34 |
1,84 |
2,29 |
1,92 |
2,08 |
35 – 39 |
1,79 |
3,55 |
1,44 |
1,81 |
40 и более |
1,66 |
3,47 |
* |
* |
Исходя из данных, представленных в таблице, можно сделать вывод, что на сегодняшний день желаемое число детей в семье по-прежнему выше, чем реально планируемое. Однако, в сравнении с данными 2009 года, можно отметить интересные тенденции. Во-первых, сегодня наблюдаются более низкие показатели числа планируемых рождений, что в свою очередь не может гарантировать изменений в положительную сторону сложившейся демографической ситуации. Во-вторых, желаемое число детей уменьшилось. Это говорит о том, что в сознании граждан установка на многодетность не формируется.
Что есть многодетная семья?
Исследование выявило, что большинство воспринимает многодетную семью в позитивном ключе. Интересными оказались рассуждения респондентов относительно того, что такое «многодетная семья». Самым популярным ответом оказался «семья, в которой трое и более детей». Далее, по частоте упоминания, располагается определение многодетной семьи через понятие «счастья» («Счастье, наверное», «Счастливая семья», «Много счастья», «Счастье, умноженное на количество малышей! Много счастья!»).
Однако, есть и резко противоположные мнения, например, такие определения многодетной семьи, как «Хаос», «Ужас и куча проблем!», «Семьи как в странах третьего мира», «Куча-мала детей и замотанная мамаша, которая рожает чуть ли не каждый год! Хорошо еще если папаша у всех один и тот же! Бывают, конечно, исключения, но в основном как-то так!».
Такое мнение в сознании людей, предположительно сложилось вследствие того, что в СМИ чаще всего внимание обращено к многодетным семьям, имеющим статус малоимущих, имеющих определенные проблемы и нуждающихся в социальной защите. Именно такой образ, постоянно мелькающий в СМИ, заставляет респондентов невольно ассоциировать многодетною семью с маргинальностью, бедностью, социальной неустроенностью.
Кстати, в личной беседе авторы указали как на пример правильной политики СМИ на наш портал с его проектом «Портрет отца» (см. например здесь ). Но в целом такие примеры, по их мнению, единицы, а в целом местные СМИ формируют активно негативный образ многодетной семьи.
Что мешает?
В ходе исследования респондентам было предложено указать основные причины, способные помешать иметь желаемое количество детей, либо же вообще иметь детей:
1. Позиций «лидерства» не сдает пункт, связанный с состоянием здоровья, здесь подразумевается наличие проблем со здоровьем и (или) боязнь рождения неполноценного ребенка (48,3%). Результаты снова указывают на огромное значение развития и доступности здравоохранения и медицины.
2. Для 35,9% опрошенных важным является материальное положение, способное наделить родителей способностью «прокормить, одеть, выучить» детей.
3. Замыкает тройку факторов отсутствие собственного жилья и (или) неблагоприятные жилищные условия (23,8%).
Эти данные совпали с позитивными установками- факторами, которые способствуют рождаемости.
Что делать?
Отсюда рекомендации авторов власти относительно точек приложения усилий к формированию положительного образа многодетной семьи и продвижения его как бренда.
1.Основной упор — на укрепление системы здравоохранения, увеличение доступности медуслуг и повышение качества обслуживания.
2.Решение жилищного вопроса — основная форма возможной поддержки. Распределение полученных данные относительно препятствий к рождению желаемого количества детей совпадает с распределением данных о факторах способствующих рождению детей. На основе чего уместно сделать вывод о том, что сильнейшее влияние на фактическую рождаемость оказывают факторы состояния здоровья, материального положения и жилищного вопроса.
3.Фактор наличия успешной карьеры может двояко влиять на репродуктивное поведение супругов: с одной стороны, дает уверенность в «завтрашнем дне», а с другой — зачастую порождает страх потери работы, статуса (чаще всего из-за длительного декретного отпуска, особенно когда период между рождениями детей очень невелик или вообще отсутствует). Отсюда — максимальные усилия властей на увеличение и соблюдение трудовых гарантий.
4.Необходим комплекс постоянных мониторинговых социологических исследований эффективности проводимых мероприятий. Грубо говоря, дайте денег исследователям.
Без этого реального обеспечения идея о бренде многодетности останется всего лишь благим пожеланием от губернатора.
Источник фото: blog.mann-ivanov-ferber.ru