Расскажем о бизнесе разработка
Реалии пензенского бренда многодетности
Журналист
Журналист

Осенью прошлого года губернатор дал поручение сделать многодетность в области модной. Проведенное научное исследование выявило серьезные сложности реализации этой задачи.

 

10 октября прошлого года губернатор Пензенской области Иван Белозерцев объявил о новом бренде Пензенской губернии. В своем твиттере он написал буквально следующее: «Многодетность должна быть модной. Дал соответствующие поручения. Без этой пропаганды на постоянной основе невозможно решить демографическую проблему».

На научной основе

Мы пока не можем описать подробно, как и кем исполняются данные губернатором по этому поводу «поручения». Но научное обоснование и научную постановку проблематики данная тема уже обрела. В виде исследования «Образ многодетной семьи в зеркале общественного мнения», проведенном на кафедре методологии науки, социальных теорий и технологий ПГУ.

Авторы работы - студент 4 курса Екатерина Боярова и ее преподаватель, известный пензенский политолог, а также замначальника отдела информполитики и аналитики Департамента информационной политики и СМИ области Анатолий Бодров.

Работа была одобрена к публикации Вестником  Саратовского государственного социально-экономического университета — филиала знаменитой «Плехановки». Это «ваковское» научное издание, специализирующееся на науках об обществе. И попасть туда не так просто. Работа, по крайней мере, должна отвечать принципу научной новизны.

Постановка проблемы и результаты работы

Но для начала необходимо было определить задачу исследования. Авторы совершенно справедливо отметили: главное, что делает государство — государством — это люди. Демографические проблемы современной России ведут в перспективе к крушению российской государственности.

Выходы здесь следующие. Первый — философски смириться — в конце концов, в мире вообще все так устроено - исчезновение бывшего и становление нового. Не будет России — будет что-то другое. Второе — решение демографической проблемы за счет миграции — отдельная серьезная тема. И, наконец, третье — борьба за повышение рождаемости собственными силами.

Цель, обозначенная губернатором и ставшая темой исследования — это как раз шаги по третьему, самому сложному, но единственно приемлемому с патриотической точки зрения, пути.

Авторы утверждают, что ими критически осмыслены некоторые механизмы пропаганды многодетности как явления. А также сформулированы предложения по усовершенствованию программ государственной поддержки многодетных семей.

В Пензе все плохо

Для начала исследование констатирует серьезнейший демографический кризис института многодетности именно в Пензенской области в сравнении с Российской Федерацией в целом.

Демографическая ситуация Пензенской области указывает на наличие кризиса семьи в регионе. Симптомы:

—сравнительно низкие показатели брачности при среднероссийском уровне разводимости;

—  показателя количества детей в семье ниже среднероссийских;

— высокий процент семей с одним родителем, семей с одним ребенком.

Для Пензенской области характерна следующая ситуация:

—супружеские пары с детьми составляют 42% от общего числа семей,

—неполные семьи — матери с детьми составляют 22%,

—отцы с детьми 2%.

— Супружеские пары без детей 34%.

Кризис института многодетности в Пензенской области налицо. За последние 15 лет семей с одним ребенком наблюдается больше всего. Кроме того, более четверти семей — матери-одиночки, воспитывающие одного ребенка, таковых в 5 раз больше, чем матерей с двумя детьми. Супружеские пары с тремя детьми встречаются почти в 8 раз реже, чем подобные семьи с двумя детьми. По статистике семей Российской Федерации супружеские пары с тремя детьми встречаются всего в 4 раза реже, чем семьи с двумя детьми.

Отсюда главная цель исследования — определение статуса и образа многодетной семьи в представление жителей Пензенской области. Кому и насколько это вообще нужно?

Исчезновение ориентации

Один из выводов, оказавшийся новостью: «в обществе отсутствует поколенческая ориентация на многодетность». Люди просто на многодетность не настроены. Поколенческая память формировалась семейными традициями: если в семье было три и более ребенка, то они, достигая детородного возраста, имели схожие позитивные установки на количество детей в семье. Авторы исследования констатируют, что эта нить прервана.

«Таблица 1. Сравнение данных о репродуктивных установках населения 2009 и 2016 годов.

Возраст респондентов, лет

Ожидаемое число детей,

2009 год

Желаемое число детей, 2009 год

Ожидаемое число детей, 2016 год

Желаемое число детей, 2016 год

До 24

2,06

2,4

1,89

2,09

25 – 29

1,86

2,27

1,88

2,48

30 – 34

1,84

2,29

1,92

2,08

35 – 39

1,79

3,55

1,44

1,81

40 и более

1,66

3,47

*

*

Исходя из данных, представленных в таблице, можно сделать вывод, что на сегодняшний день желаемое число детей в семье по-прежнему выше, чем реально планируемое. Однако, в сравнении с данными 2009 года, можно отметить интересные тенденции. Во-первых, сегодня наблюдаются более низкие показатели числа планируемых рождений, что в свою очередь не может гарантировать изменений в положительную сторону сложившейся демографической ситуации. Во-вторых, желаемое число детей уменьшилось. Это говорит о том, что в сознании граждан установка на многодетность не формируется.

Что есть многодетная семья?

Исследование выявило, что большинство  воспринимает многодетную семью в позитивном ключе. Интересными оказались рассуждения респондентов относительно того, что такое «многодетная семья». Самым популярным ответом оказался «семья, в которой трое и более детей». Далее, по частоте упоминания, располагается определение многодетной семьи через понятие «счастья» («Счастье, наверное», «Счастливая семья», «Много счастья», «Счастье, умноженное на количество малышей! Много счастья!»).

Однако, есть и резко противоположные мнения, например, такие определения многодетной семьи, как «Хаос», «Ужас и куча проблем!», «Семьи как в странах третьего мира», «Куча-мала детей и замотанная мамаша, которая рожает чуть ли не каждый год! Хорошо еще если папаша у всех один и тот же! Бывают, конечно, исключения, но в основном как-то так!». 

Такое мнение в сознании людей, предположительно сложилось вследствие того, что в СМИ чаще всего внимание обращено к многодетным семьям, имеющим статус малоимущих, имеющих определенные проблемы и нуждающихся в социальной защите. Именно такой образ, постоянно мелькающий в СМИ, заставляет респондентов невольно ассоциировать многодетною семью с маргинальностью, бедностью, социальной неустроенностью.

Кстати, в личной беседе авторы указали как на пример правильной политики СМИ на наш портал с его проектом «Портрет отца» (см. например здесь ). Но в целом такие примеры, по их мнению, единицы, а в целом местные СМИ формируют активно негативный образ многодетной семьи.

Что мешает?

В ходе исследования респондентам было предложено указать основные причины, способные помешать иметь желаемое количество детей, либо же вообще иметь детей:

1. Позиций «лидерства» не сдает пункт, связанный с состоянием здоровья, здесь подразумевается наличие проблем со здоровьем и (или) боязнь рождения неполноценного ребенка (48,3%). Результаты снова указывают на огромное значение развития и доступности здравоохранения и медицины.

2. Для 35,9% опрошенных важным является материальное положение, способное наделить родителей способностью «прокормить, одеть, выучить» детей.

3. Замыкает тройку факторов отсутствие собственного жилья и (или) неблагоприятные жилищные условия (23,8%).

Эти данные совпали с позитивными установками- факторами, которые способствуют рождаемости.

Что делать?

Отсюда рекомендации авторов власти относительно точек приложения усилий к формированию положительного образа многодетной семьи и продвижения его как бренда.

1.Основной упор — на укрепление системы здравоохранения, увеличение доступности медуслуг и повышение качества обслуживания.

2.Решение жилищного вопроса — основная форма возможной поддержки. Распределение полученных данные относительно препятствий к рождению желаемого количества детей совпадает с распределением данных о факторах способствующих рождению детей. На основе чего уместно сделать вывод о том, что сильнейшее влияние на фактическую рождаемость оказывают факторы состояния здоровья, материального положения и жилищного вопроса.

3.Фактор наличия успешной карьеры может двояко влиять на репродуктивное поведение супругов: с одной стороны, дает уверенность в «завтрашнем дне», а с другой — зачастую порождает страх потери работы, статуса (чаще всего из-за длительного декретного отпуска, особенно когда период между рождениями детей очень невелик или вообще отсутствует). Отсюда — максимальные усилия властей на увеличение и соблюдение трудовых гарантий.

4.Необходим комплекс постоянных мониторинговых социологических исследований эффективности проводимых мероприятий. Грубо говоря, дайте денег исследователям.

Без этого реального обеспечения идея о бренде многодетности останется всего лишь благим пожеланием от губернатора.

    Источник фото: blog.mann-ivanov-ferber.ru

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи