Пункт назначения – Пенза: «просто – сбой с электричеством…»
Журналист
Журналист
Павел Романов

В одной из частей американской франшизы «Пункт назначения» группа молодых людей отправляется в парк аттракционов, чтобы приятно провести время, катаясь на американских горках. Как и полагается сюжетной линии триллера, «машинки» сходят с рельс, и вся веселая компания летит в тартарары. 12 июня подобный сценарий едва не повторился в Пензе.

Аттракцион

Вечером в День города решили прогуляться с супругой по набережной Суры в городе Спутнике. В результате набрели на передвижной парк аттракционов. Конечно, визуально все выглядело впечатляюще: сверкающие и мигающие неоновые вывески, толпы посетителей с детьми. Самая большая очередь была на аттракцион под недвусмысленным названием «Центрифуга».

Это такой круг с кабинками, который по мере ускорения вращения начинает подниматься до угла почти в девяносто градусов. Причем разгоняется до бешеной скорости. Автор этих строк наблюдал за ним возле самого ограждения. «Отойди, – сказала жена. – Еще эта карусель тебе на голову не рухнула!»

И ведь как в воду глядела. Минут через десять после нашего ухода с «центрифугой» стало происходить что-то неладное. Ее начало мотать из стороны в сторону, а кабинки стали вращаться вокруг своей оси. Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы подоспевший персонал не остановил взбесившуюся машину.

Это вращающееся «колесо» многие в тот вечер снимали на свои мобильники. Одно видео было выложено в интернет уже через час после едва не случившейся трагедии. Правда, из-за громкой музыки там не слышно истошных криков о помощи.



Каким же было мое удивление, когда на следующий день аттракцион, как ни в чем не бывало, продолжал работать. А желающих на нем покататься, было хоть отбавляй.

Его владелец Чингиз Эмин оглы Бадырбеков, комментируя случившееся одному из пензенских изданий, произнес такую сакраментальную фразу: «Ничего страшного не произошло, просто – сбой с электричеством, никто не пострадал». А если бы все-таки пострадал?

Что, собственно, мы знаем об этом передвижном парке аттракционов? Его владельцем является 28-летний уроженец города Баку, зарегистрированный в городе Новочеркасске Ростовской области. В свое время, как и многие его соотечественники, занимался в России розничной торговлей на рынках. В 2012 году сменил направление бизнеса и занялся, согласно данным Новочеркасской налоговой инспекции, «зрелищно-развлекательной» деятельностью.

Судя по документам, техническое освидетельствование его аттракционов проводило подмосковное ООО «Научно-внедренческое предприятие «Диамет» (структура сугубо коммерческая, директор и учредитель – Андрей Балахнов), которое в свою очередь является одним из девяти учредителей некоммерческой организации «Российская ассоциация аквапарков», образованной тринадцать лет назад. С одной стороны выглядит все очень солидно. Не потому ли был так уверен в себе господин Бадырбеков?

Тогда, наверное, стоит напомнить ему об одном арбитражном суде, состоявшемся в сентябре 2014 года и инициированным прокуратурой города Волгодонска Ростовской области. Именно там тогда «гастролировал» со своими аукционами Чингиз Бадырбеков.

Цитирую: «В ходе проведения проверки было установлено, что предприниматель на основании договора субаренды имущества эксплуатировал следующие аттракционы: «Лебеди», «Слоники-зайчики», «Экстрим», «Автодром», «Манеж» и «Центрифуга». Выяснилось, что для выравнивания уровней аттракционов предпринимателем используются дощечки из дерева, а также ДВП и ДСП. В ходе осмотра установлено, что часть дощечек деформирована. Они имеют неровные края, установлены неровно, что говорит об их неустойчивости».
Ну, прямо в точности, как в Пензе! Меня, признаться, эти дощечки-брусочки на голой земле тоже изначально смутили.

Прокурорские работники также резюмировали, что имеет место нарушение ГОСТ 53130-2008 «Безопасность аттракционов», и еще много чего резюмировали сразу на нескольких страницах. Суд признал претензии обоснованными и оштрафовал предпринимателя аж на… 20 тысяч рублей. А что такое двадцать тысяч? Это лишь стоимость всего десяти билетов на ту же «Центрифугу», администраторами которых являются уж чересчур молодые люди неизвестно с каким образованием и уровнем допуска.

Что еще удивило, так это отношение к произошедшему инциденту целого ряда должностных лиц. По идее аттракцион (а лучше сразу все) должны были закрыть хотя бы на неделю для проведения комплексной технической проверки. Но куда бы автор этих строк не звонил, ответ был практически одинаковым: «Кто-нибудь с жалобами или заявлениями обращался? Нет? Значит, нет и самого факта происшествия». Интересно, как бы они запели, если бы кто-то из их родственников сломал на этом аттракционе шею? Вопрос, увы, риторический.

Как люди калечатся на аттракционах в России


Такой официальной статистики не существует, фиксируются только отдельные случаи. Так, в 2011 году в столичном парке имени Горького на аттракционе «Катапульта» погиб 21-летний молодой человек. С высоты более 60-метров он упал на бетонную плиту. В том же году в аквапарке в подмосковном Ясеневе со своими жизнями на горке под названием «Циклон» распрощались еще трое его посетителей.
Но это, как говорится, дела давно минувших дней.

Такие инциденты происходят с завидной периодичностью не только в передвижных парках, контроль за которыми гораздо слабее. В 2015 году трое новгородских малышей были госпитализированы после падения с неисправного батута в новом парке развлечений. Еще два десятка детишек отделались легким испугом.

В мае этого года в том же столичном парке Горького прогулочный паровозик переехал мальчика, катавшегося на самокате. С тяжелыми травмами его госпитализировали в больницу. Примечательно, что такие паровозики ездят и по набережной города Спутника и оснащены клаксонами. Так что в данном случае имело место грубейшее нарушение техники безопасности и, соответственно, правил дорожного движения.

А спустя несколько дней одиннадцать человек зависли на десятиметровой высоте в кабине аттракциона «Корабль мечты» на ВДНХ. Вызволять их пришлось с помощью подъемного механизма.

Помнится, подобный случай произошел и на пензенской канатной дороге. Тогда «пассажиров» с большой высоты снимали спасатели МЧС. После того случая «канатка» ржавеет без дела уже много лет и восстанавливать ее вряд ли кто-то собирается.

Фото автора, видео www.youtube.com


Похожие статьи