14° ... 13°, ветер 3 м/с
94.87
104.74
Прерванный полет: куда исчез «Илюша?
Журналист
Журналист
…негромко гудят двигатели, за круглым иллюминатором, рассыпая жемчужные солнечные блики, несет свои воды Сура, а на большом экране оживает сказка. «Ну, погоди!», «Баба Яга против» — что-то такое доброе, светлое и теплое. Касса — «летающая тарелка» — десять копеек за билет, гулкий громыхающий под ногами трап, мягкое голубое кресло — и вот уже начинается рейс в страну детских фантазий и грез. Те, кто постарше, наверняка все это помнят.

unnamed.jpg

В советские годы на набережной Суры стоял необыкновенный самолет — огромный, блестящий на солнце ИЛ-18, переоборудованный в детский кинотеатр «Илюша». Как появился «Илюша» в Пензе и куда исчез потом — читайте в нашем материале.

От кафе до кинотеатра


«Илюша» был детищем Георга Васильевича Мясникова, второго секретаря областного обкома КПСС, человека, по свидетельствам современников, весьма незаурядного, отличавшегося невероятной силой духа и нестандартным мышлением. Любопытно, что на фоне некоторых других проектов Мясникова детский кинотеатр в списанном самолете вовсе не выглядит таким уж фантастическим.

Достаточно сказать, что именно Георгу Васильевичу принадлежит идея установки в городе скульптуры «Первопоселенец». Уникальный монумент пришлось буквально протаскивать под радарами — в те годы создание памятника русскому воину и замлепашцу могли счесть проявлением русофильства, а такие вещи просто так не прощались.

Идея же создания «Илюши», как рассказывает народ, появилась у Мясникова в 1977 году во время командировки в Самару, тогда еще носившую название Куйбышев. Там, в парке имени Гагарина незадолго до этого как раз установили «Антошку» — списанный пассажирский АН-10А, переоборудованный под детский кинотеатр. В своем дневнике Мясников пишет, как через начальника куйбышевского Гражданского военного флота вышел на «зам.министра Мамсурова» (вероятно, в виду имеется заместитель министра гражданской авиации СССР Юрий Мамсуров — прим.авт.). Тот, выслушав пензенского чиновника, пообещал достать списанный ТУ-104, но в итоге вместо ТУ в Пензе в 1979 году приземлился списанный ИЛ-18. Работа закипела.

Любопытно, что в самом начале проект выглядел совершенно иначе. Мясников долго выбирал, что все-таки устроить в самолете — кинотеатр или кафе-мороженое – и склонился в итоге к последнему. На его решение повлияло, скорее всего, желание сделать что-то действительно новое не только для Пензы, но и для всего Союза. Крылатые кинотеатры к тому моменту в СССР уже были — в 1973 началось массовое списание самолетов АН-10, многие из которых повторили судьбу куйбышевского «Антошки» — а вот крылатые кафе нет.

В старых газетах можно найти упоминания о том, как должно было выглядеть это кафе. Вот, например, что писала «Пензенская правда» в ноябре 1979 года:

«…в салоне детей встретят официантки, одетые в форму бортпроводниц. А потом… начнется полет. На магнитофонную пленку записан звук моторов. Так будет имитироваться взлет и посадка. Можно заглянуть в кабину пилота и своими глазами увидеть все приборы».

Кафе должно было работать круглый год. Проект, разработанный пензенским институтом «Гипромаш» предусматривал оснащение самолета мощными обогревателями и вентиляционными устройствами — чтобы зимой в салоне было тепло, а летом прохладно.

«Любимец детворы»


Но по каким-то неясным причинам идея с кафе так и осталась идеей. Спустя два года, летом 1981, Мясников написал в дневнике:

«Вечером отдал самолет Ил-18 управлению кинофикации под кинотеатр «Илюша». Только все надо продумать в противопожарном отношении».

Еще год — вернее, чуть больше года — ушел на окончательную доводку. Обустроили небольшое фойе, зрительный зал на шестьдесят мест с огромным экраном и узкопленочным киноаппаратом «Украина-5», кабину пилота. Все техническое оснащение «Илюши» выполнили мастера завода «Электроавтомат». В те годы этот завод был единственным в стране предприятием, выпускавшим авиационные тренажеры. А потому неудивительно, что именно работникам «Эры» поручили подарить списанному самолету новую жизнь.

Николай Тарасович Тельнов, бывший в ту пору заместитель начальника монтажного цеха пензенского КБМ – конструкторского бюро моделирования — вспоминает, с какой любовью и каким тщанием мастера подошли к делу.

  «Мы могли бы поставить в кабину просто имитацию приборов, — рассказывает Николай Тарасович. — Но в итоге решили, что так будет не интересно, и приспособили под это дело один из авиатренажеров, выпускавшихся в то время заводом — как раз под ИЛ-18. Так что все датчики, все механизмы – все было настоящее, рабочее. По ним можно было определять скорость и высоту полета, задавать маршрут — например, «Пенза-Ленинград». Да что там говорить – даже звук двигателей, который воспроизводили динамики во время полета, и тот был настоящим – записанным специально для нас звуком двигателей летящего ИЛ-18».

Впрочем, над «Илюшей» трудился не один лишь «Электроавтомат». Кинотеатр создавался методом народной стройки. Свою лепту в это нелегкое, но благородное дело внесли аэропорт, фабрика пианино, уже упоминавшийся нами институт «Гипромаш» и многие, многие другие рабочие коллективы и организации.

Наконец, тридцатого мая 1982 года состоялось торжественное открытие. Дети — а ведь затевалось все именно для них — приняли подарок с восторгом. Многие из создателей «Илюши» получили почетные грамоты. Газеты сулили новому кинотеатру долгую и счастливую жизнь. А сам Мясников записал в дневнике:

«Родилась идея превратить весь берег в детский городок, и даже пляж».

Пять лет заняла работа. Пять лет прошло от идеи до ее воплощения в жизнь. И есть какая-то горькая иония в том, что торжественное открытие «Илюши» и его окончательное забвение тоже разделили пять лет.

Последние годы


В конце восьмидесятых пензенские кинотеатры, числившиеся ранее на балансе Управления кинофикации, отошли в муниципальную собственность. Денег на их содержание и покупку новых фильмов стало резко не хватать, и спустя несколько лет многие из них — и в том числе любимец детворы «Илюша» — пришли в упадок. Георг Васильевич Мясников же в 1986 году стал первым заместителем председателя правления Советского фонда культуры, и за свое детище вступиться то ли не смог, то ли не успел.

Обезлюдевший и превратившийся в памятник самому себе «Илюша» простоял на прежнем месте до середины девяностых, когда в поисках цветного металла его стали буквально растаскивать по частям. Сначала сорвали обшивку, потом отпилили хвост. А потом самолет и вовсе куда-то делся. Говорят, что его останки долгое время лежали на территории школы № 25, но в конце концов исчезли и они.

Все, что осталось от «Илюши» — два бетонных башмака, под левую и носовую опоры шасси. Но и их отыскать уже не так-то просто — опоры заросли бурьяном.

Еще печальнее осознавать, что «Илюша» — это лишь малая часть тяжелых потерь, которые понес город за последние пятнадцать-двадцать лет. Закрылись планетарий и канатная дорога, исчезли теплоходики, курсировавшие по Суре; и даже «Глобус» на площади Дружбы недавно прекратил вращаться.

Конечно, все это дело поправимое, все можно вернуть и сделать даже лучше, чем было — благо, прогресс все эти годы не стоял на месте. Но на это потребуется время. А еще деньги — а их, как известно, постоянно ни на что не хватает.

Источник фото: http://turizmvpenze.ru/


Похожие статьи