Почему в пензенских школах не хватает учителей начальных классов



Один из моих приятелей, чья дочь обучается в третьем классе одной из пензенских школ, сетует на то, что за неполные три года в классе сменилось четыре учителя. Такая чехарда его как родителя, понятное дело, не радует. И периодически его посещает мысль — дабы все «устаканилось», нужно провести по этому поводу родительское собрание с привлечением не только школьного начальства, но и руководителей регионального минобра и городского управления образования. Может, и стоило бы при наличии впоследствии должной отдачи. Однако, пожалуй, максимум, что могут сделать Александр Воронков и Юрий Голодяев — сочувственно развести руками.
И дело не в том, что никаким законодательством не запретишь молодым учительницам уходить в декретный отпуск или любому педагогу переходить на новое место работы, в том числе и в другом регионе. А в том, что в школах попросту не хватает учителей. И несмотря на все заявления предшественника нынешнего главы Минобрнауки РФ Ольги Васильевой Дмитрия Ливанова о том, что серьезной кадровой проблемы в сфере образования не испытывается, многие специалисты утверждают об обратном.
В Пензе наиболее остро стоит вопрос как раз с учителями начальных классов. Они сейчас ценятся, как говорится, на вес золота. Среди основных причин сложившейся ситуации многие специалисты склонны выделять стратегические просчеты руководителей образовательной сферы региона в предыдущие годы. Которые не учли всплеск рождаемости в определенный период. В результате чего было сокращено количество подготавливаемых учителей начальных классов.
Собственно говоря, самих учреждений, готовящих образовательные кадры, тоже поубавилось. В педагогическом институте, который лишился самостоятельного статуса путем его слияния с Пензенским государственным университетом, сократилось количество студенческих мест. И отдельного упоминания заслуживают учреждения среднего профессионального образования.
На стыке двадцатого и двадцать первого веков в области действовало несколько педагогических училищ. Выпускавшиеся оттуда учителя начальных классов котировались высоко. И директора школ их предпочитали даже выпускникам «педа». Сложившаяся в Пензенской области система педагогических училищ давала серьезную методическую выучку. Выпускавшиеся специалисты имели неплохой практический опыт, и были готовы на хорошем методическом уровне решать задачи начального образования. Но к 2012-му году оставалось по сути лишь одно педагогическое училище, которое в качестве отделения вошло в состав Пензенского многопрофильного колледжа.
С прошлогодним раздроблением многопрофильного колледжа Пензенский социально-педагогический колледж с филиалом в Городище обрел самостоятельный статус, что было благосклонно воспринято многими авторитетными педагогами. Однако в полной мере восстановить порушенную ранее отлаженную систему в одночасье проблематично.
По оценкам специалистов количества выпускников пензенского пединститута при ПГУ и социально-педагогического колледжа, в принципе, могло бы хватить для решения проблемы с нехваткой учителей начальных классов в пензенских школах. Однако с получением диплома далеко не все выпускники спешат в общеобразовательные учреждения региона. Часть из тех, кто идет в школу, находят в педагогике свое призвание и, несмотря на трудности профессии остаются в ней. Но в моем окружении достаточно много людей с педагогическим образованием, в том числе и учителей начальных классов, которые работают кем угодно, но только не учителем.
Одной из причин, по которой молодые учителя не идут на работу в школу, считается низкая зарплата при большом объеме работы и массы «бумаготворчества». Плюс низкий престиж учителя. И кто-то, проработав год — другой решает поискать иную сферу применения своих сил и возможностей.
«Надоела безнаказанность за неуважительное отношение к учителям со стороны учеников и их родителей. Чтобы ни случилось, приходится проглатывать. Плюс прессинг администрации. Зарплата этих эмоциональных трат не возмещает», - пишет пользователь одного из педагогическим интернет-форумов.
Отчасти проблему с нехваткой учителей начальных классов можно связать с гендерной составляющей. Мужчин в этой должности днем с огнем не сыскать. Ну а молодой учительнице со временем никто не мешает уйти в тот же декретный отпуск, из которого она не факт что вернется на прежнее место работы. Вот и приходится искать замену.
Реально ли решение проблемы нехватки учителей в школах? Ничего невозможного в этом деле, пожалуй, нет. Один из рецептов как-то подсказал бывший глава Минобрнауки. Вполне достаточно запуска целевой подготовки педагогов под конкретное рабочее место. Чтобы у выпускников была обязанность перед работодателем в течение нескольких лет отработать именно на этом месте. Ну и необходимо движение по пути повышения престижа и уважения к учительскому труду. Источник фото: http://jikharka-gym.ru