Журналист
Журналист
Полина Елистратова

Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» продолжает прогуливаться по центру города Пензы в сопровождении профессионального экскурсовода. Очередным объектом внимания уникальной экскурсии стало здание пензенского Художественного училища.

– Надо отметить, что после революции начинается период многочисленных реорганизаций, который длился восемнадцать лет, – продолжает рассказывать Светлана Алексеевна. – Этот процесс сопровождался не только гонением педагогов-сторонников реалистического искусства, но и уничтожением богатой учебной базы. Затем училище было переименовано в Пензенское художественное, и вернулось к традициям русской художественной школы.

В становление ПХУ, в развитие отечественной художественной школы большой вклад внес хорошо известный каждому из вас русский художник Горюшкин-Сорокопудов. Он возглавлял училище в годы Великой Отечественной войны и послевоенные года. Иван Силыч укрепил авторитет училища: преподавание ведется на высоком профессиональном уровне. Академик живописи Константин Савицкий и заслуженный деятель искусств РСФСР Горюшкин-Сорокопудов похоронены в Пензе на Митрофановском кладбище.

Справка «Пенза-Онлайн»: Митрофановское или Митрофаньевское кладбище было открыто в 1887-м году. Захоронения на месте кладбища производились и задолго до этого, однако, официальное открытие состоялось именно в этот год. Церковь Святителя Митрофана, от имени которой и пошло название кладбища, функционирует с 1836-го года. Здесь можно встретить захоронения мещанские, дворянские, представителей различных ремесел и захоронения чиновников. На территории кладбища в братских могилах захоронены воины Советской Армии, умершие в госпиталях города в период войны.

В центре воинского мемориала – черный мраморный обелиск, установленный на братской могиле. Здесь также находится захоронение более 150-ти австро-венгерских солдат. На территории Митрофановского кладбища похоронены многие заслуженные люди города Пензы: Герои Советского Союза, Социалистического труда, почетные граждане, деятели науки и культуры.

В 1953-м году на Митрофановском кладбище была похоронена Елизавета Николаевна Бибикова – внучка Натальи Николаевны Пушкиной. С мая 1973-го года кладбище закрыто для захоронений, но на нем разрешены родственные подзахоронения. Кладбище будет интересно для изучения всем интересующимся историей жителям и гостям города.

Похоронены:

Доктор медицины – Э.К. Розенталь (1834-1897)
Общественный деятель – Н.Р. Евграфов (1857-1910)
Академик живописи – К.А. Савицкий (1844-1905)
Генерал-майор и кавалер – П.М. Чубаров (1786-1824)
Народник – Н.П. Странден (1844-1903)
Краевед и биограф М.Ю. Лермонтова – В.Х. Хохряков (1828-1916)
Художник, заслуженный деятель искусства РСФСР – И.С. Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954)
Генерал-майор – К.С. Степанов (1897-1944)
Доктор биологических наук, профессор – И.И. Спрыгин (1873-1942)
Композитор и дирижер – Ф.П. Вазерский (1887-1970)
Почетный гражданин Пензы – В.Н. Скорняков (1904-1966) и другие.

– В 1955-м году училищу присвоено имя Константина Апполоновича Савицкого, – рассказывает экскурсовод. – В 1986 Пензенская картинная галерея переезжает из училища в новое здание. Освободившиеся площади далее используются под учебные цели. За два года до миллениума училище отметило свой 100-летний юбилей.

За это время в училище обучались и окончили его свыше пяти тысяч человек; среди них – многие видные художники, архитекторы, педагоги, деятели культуры, такие, как например, Владимир Татлин, в честь которого на здании имеется мемориальная доска и чьим именем названа художественная школа и бизнес-инкубатор. Владимир Евграфович, родившийся в 1885-м году и почивший в 1953-м, был ярким представителем русского и мирового художественного авангарда.

Художник стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но, к сожалению, не дошли до производства, так и оставшись идеями, они продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).

Если поискать в Интернете, можно увидеть, как проекты Татлина вдохновляют художников последующих поколений. Ну, а следующая картинка нашего путешествия по историческому кварталу центра Пензы – улица Белинского и сохранившиеся на ней здания присутственных мест…

(продолжение следует)

Источник фото: old-penza.livejournal.com

Похожие статьи