Плыть ли корабликам по Суре?
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Владислав Беляков

Перспективы организации судоходства на Суре специалистами оцениваются как приближающиеся к нулю процентов. С таким же «успехом» в Пензе можно, например, построить космодром. Вложенные затраты, которые, по самым скромным подсчетам, обойдутся в миллиарды рублей, вряд ли когда-либо окупятся. Тем не менее, инициативные граждане время от времени возвращаются к этой теме, заявляя, что по Суре во что бы то ни стало должны ходить пароходы.


Кто подотчетен ГИМС?


На этой неделе в ходе личного приема предпринимателей к главе администрации Пензы Виктору Кувайцеву обратился житель Песков. Он просил разрешить обустроить причал для катеров и лодок на острове. Мэр разъяснил, что выдача разрешения на использование испрашиваемой территории нарушит принцип публичности и общедоступности вышеуказанного земельного участка. Вместе с тем в администрации добавили, что будет выработана дорожная карта, с помощью которой можно будет решить этот вопрос в рамках действующего законодательства.

— Мы заинтересованы в том, чтобы муниципальная земля использовалась и готовы искать пути предоставления земельных участков заинтересованным лицам на законных основаниях, — сказал Виктор Кувайцев.

Тема возможности возобновления работы водного транспорта на Суре — хотя бы в виде прогулочных катеров — в Пензе поднимается регулярно. Горожане с ностальгией вспоминают времена, когда в ежегодное летнее плавание на реку выходили пароходы «Белинский», «Лермонтов», «Чайка» и «Сура». Последние рейсы они сделали в 2012 году. После чего МУП «Пассажирские перевозки Пензы», на балансе которого числились пароходы, было объявлено банкротом, а суда, пришедшие в негодность, проданы с аукциона и вывезены за пределы Пензы.

О реальном положении дел на Суре и водном транспорте в черте города корреспондент портала «Пенза-Онлайн» побеседовал с начальником ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Пензенской области» Вадимом Комоловым.

— В нашем регионе на учете в ГИМС состоит более 2 тыс. маломерных судов, — рассказал Вадим Владимирович. — Основная масса владельцев лодок и катеров — это люди, которые занимаются рыбалкой. Причем, большинство из них выезжают рыбачить на Ахтубу, в Саратов, Астрахань, Волгоградскую область…

Согласно российскому законодательству, маломерные суда, которые используются в коммерческих целях, должны состоять на учете, но не в ГИМС МЧС России. Их регистрацию осуществляет уполномоченный орган согласно 36-ФЗ (капитан морского порта, капитан речного порта, государственное бассейновое управление водных путей и судоходства). То есть, в органы ГИМС суда, которые используются в коммерческих целях, на учет не ставятся. И мы не имеем полномочий контролировать их деятельность. Данную функцию осуществляет Госморречнадзор (Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), подразделения которого в нашем регионе нет.

Цель не оправдывает средства


— Это я пояснил, чтобы мы могли разделять понятия и зоны ответственности, — продолжает Вадим Комолов. — Теперь что, собственно, касается перспектив водного транспорта в Пензе.

Начнем с того, что река Сура не является судоходной. Судоходные реки определены постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2002 года №1800-р с последующими изменениями и добавлениями. Сура в этом перечне есть. Но ее судоходность ограничивается отрезком от села Сара в Ульяновской области до устья — места ее впадения в Волгу на территории Нижегородской области.

Для того чтобы река стала судоходной на территории Пензенской области, необходимо провести грандиозные по масштабам работы, создать навигационную обстановку — начиная с составления карт, где будут отмечены все мели, излучины, рельеф дна и тому подобное, и, заканчивая установкой на воде знаков и огней, что сделать гораздо сложнее, чем на автомагистралях. Мероприятие это очень затратное. Даже в советские времена, когда финансы распределялись иначе, к водному транспорту было повышенное внимание, а Сурская плотина еще не была построена, наша область не могла себе позволить провести обследование дна реки для того, чтобы Суру включили в перечень внутренних водных путей.

Давайте рассуждать здраво. Любое действие должно быть чем-то оправдано. Река, по которой осуществляется судоходство, должна приносить доход. Куда мы будем возить грузы и пассажиров? До Сурской плотины? Зачем? Вот если бы у нас был выход к большой воде, можно было бы вести об этом речь.

— От Ростка до Барковки можно пассажиров возить…

— Дачников? Сколько бы ни стоил билет на пароход, дачникам гораздо дешевле и быстрее будет доехать до своих домиков на такси. Затраты же на организацию судоходства придется понести несопоставимые.

Допустим, даже найдется кто-то (физическое или юридическое лицо), кто захочет катать по праздникам народ, то есть использовать свое судно в коммерческих целях. Для этого ему надо будет каким-то образом вместе с пароходом прибыть в государственное бассейновое управление водных путей и судоходства, чтобы освидетельствовать и зарегистрировать судно. Законодательство этого не запрещает. Ради Бога — езжай и регистрируйся: проходи техосмотр, получай порт приписки.

Не надо забывать, что в первую очередь необходимо обеспечивать безопасность людей. Но кто будет осуществлять за ним надзор в Пензе? Если что-то случится, с кого будем спрашивать? ГИМС, повторюсь, не имеет на это права. Значит, ради этого предпринимателя Волжскому управлению Госморречнадзора придется открывать здесь свое представительство? С помещениями, людьми, которым надо платить зарплату и т.д. Конечно, этого не будет, как никогда не будет интенсивного движения по Суре.

Короткая навигация


— А если таких предпринимателей наберется много?
— Вспомним любой праздник, когда у Суры собирается большое количество народа. Например, День города. Максимальное количество владельцев катеров, предлагающих прогулку на своем судне горожанам в такой день, — 10 человек. И очереди к ним, заметьте, никогда нет. То есть, даже в самый удачный день мы не видим большого количества желающих возить, как и желающих кататься. Учтем, что навигация у нас длится 5 месяцев. С учетом непогожих дней она сокращается в два раза, а с учетом того, что по будням катать вообще некого, вся эта затея превращается в пшик.

— И все же неравнодушные жители Пензы, называя себя людьми с активной гражданской позицией, периодически взывают к властям с требованием вернуть пароходное движение на Суре.

— За 11 лет моей работы в ГИМС было только два случая, когда этот вопрос поднимали предприниматели. А призывы активных граждан, которые они публикуют на форумах в интернете, не имеют ничего общего с суровой действительностью. В Сети мы все герои. На деле, ни о каком массовом желании пензенцев сделать Суру судоходной говорить не приходится.

До вступления в силу Федерального закона №36-ФЗ от 23.04.2012 г., возможно, какие-то перспективы у нас еще оставались. Но когда произошло четкое разделение судов, используемых в личных и в коммерческих целях, вероятность возобновления речных коммерческих перевозок в Пензе полностью исчезла. Кстати, этот же закон упразднил термин «прогулочное судно».

И если кто-то катает граждан по праздникам по Суре на своих лодках, то, по сути, делает это незаконно. Органы внутренних дел могут привлечь их к ответственности. Но сделать это очень сложно. Владелец катера всегда может заявить, что катает родственников или друзей, а то и сказать, что делает это бесплатно — по велению доброй души. Доказать, что владелец судна использует его в коммерческих целях, зарабатывает деньги, практически невозможно.

Инвестор для имиджа


— С тем, что пароходы на Суре вряд ли станут коммерчески успешным проектом, мы разобрались. Давайте подойдем к этому вопросу с другой стороны. В этом году был презентован проект реконструкции набережной Суры. На веселых картинках нам показали, в том числе, и причалы с пароходами. По мнению некоторых разработчиков, водный транспорт дополнительно поспособствует привлечению туристов в наш регион. То есть, речь идет все же не о прибыли, а об имидже Пензы…


— Каких туристов привлекут наши кораблики? Гостей из Самары и Саратова, где есть широкая река Волга со всевозможными водными развлечениями? Здесь мы сами вводим себя в заблуждение. Реконструкция набережной реки Суры — это одно, возобновление судоходства — совершенно другое. Не надо это смешивать в одну кучу.

Реконструкция набережной городу, безусловно, нужна. Набережная — это лицо Пензы, место массового отдыха горожан и туристов. А инициативы по возобновлению судоходства на Суре у населения и во власти появляются из-за того, что эти самые инициаторы не знают тех «мелочей», о которых мы с вами сейчас говорим. «Мелочей», которые могут вылиться в миллиардные затраты и никогда не «отбиться».

Пароходы, которые стояли на балансе МУП «ППП», во многом исчезли именно по причине нерентабельности. Если бы они приносили хоть какую-то прибыль, от них бы не избавились.

Возобновление судоходства, да и то чисто теоретически, было бы возможным в другой экономической ситуации. Например, если бы в областном бюджете внезапно появилось много лишних денег, и правительство не знало бы, на что их лучше потратить. Но мы очень далеки от этой ситуации. С таким же успехом сейчас можно рассуждать о строительстве под Пензой космодрома. Земля есть, почему бы не построить и не летать из Пензы в космос?

С другой стороны, если вдруг появится инвестор, который не будет просить денег у власти, а предложит готовый проект и сам займется его реализацией, надо предоставить ему такую возможность. Тут главное — не мешать бизнесу, не совать ему палки в колеса. Если предприниматель смотрит далеко вперед и рассчитывает окупить затраты через 10-15 лет, конечно, пусть пробует.

От редакции

«Пенза-Онлайн» не считает тему исчерпанной и в скором времени предоставит слово предпринимателям, желающим строить бизнес на водных перевозках, а также администрации города. И, как всегда, приглашаем к дискуссии на эту тему читателей.

Фото автора

Похожие статьи