Пензу лишат шести школ, или инстинкт объединения
Сергей Зимин
Сергей Зимин
В следующем учебном году в областном центре станет на несколько школ меньше. Произойдет это вследствие выполнения постановлений о реорганизации ряда общеобразовательных учреждений, которые мэр Пензы Виктор Кувайцев подписал в середине мая.

7.jpg

Процесс реорганизации (или оптимизации) общеобразовательных учреждений для Пензенской области не нов. Стартовал он около десяти лет назад. Изобретать велосипед наши чиновники тогда не стали. Оптимизация по своей сути вылилась в укрупнение одних учреждений за счет фактической ликвидации, других. Все проходило под лозунгами о необходимости повышения качества образования, разговоры о необходимости снижения неэффективных расходов в системе и ухода от избыточного административно-хозяйственного аппарата, плюс ссылки на резкое уменьшение количества учащихся и недокомплект в классах.

Многие специалисты склонны полагать, что под благовидными предлогами в определенной степени была дестабилизирована работа общеобразовательных учреждений. Наибольшие последствия этого процесса ощутили на себе жители сельской местности. Обучавшихся детей стали доставлять на занятия на школьных автобусах за десятки километров в другие населенные пункты.

Пертурбации жителям области пришлись не по нраву. Имели место родительские бунты, митинги, пикеты. Где-то удавалось отстоять право на обучение детей в «зоне доступа». Но чаще ликвидационный процесс инициаторами доводился до завершения. В лучшем случае учреждение меняло статус. Например, со средней общеобразовательной школы на общую.

Чаша сия не миновала и областной центр. Из наиболее масштабных преобразований в ту пору стоит отметить поглощение лицеем современных технологий управления №2 школ №№ 14 и 24. Также были произведены слияния 15-й школы с 68-й, 5-й с 60-й, 22-й с 66-й, 62-й с 75-й, 4-й с многопрофильной гимназией «Ступени», 39-й с гимназией «САН». Протестные настроения родителей учащихся 23-й школы тогда позволили избежать ее слияния с подвизавшейся на ниве коррекционного обучения школой №21, которая в итоге была передана под крылышко 30-й. Но они не спасли от последующего присоединения к 65-й.

Насколько полезными оказались состоявшиеся несколько лет назад альянсы? Однозначного ответа в результате приватных бесед с теми, кто тогда в том или ином качестве попал под пресс оптимизации, нет. Кому-то преобразования реально пошли во благо. Но не особо довольных ими все же побольше будет.

С присоединением 15-й школы СОШ с углубленным изучением информатики №68 стала одной из самых больших по численности учащихся. И начала работать в режиме «школы двух ступеней»: в одном из корпусов занимаются учащиеся 6 – 11 классов, а второй был отдан «на откуп» начальной школе и пятиклассникам.

Но 15-я и 68-я территориально располагались поблизости. Чего нельзя сказать о некоторых других объединениях. Учащиеся бывшей школы №22, базировавшейся в поселке Лесной, скажем, оказались вынужденными ежедневно «мотаться» на Шуист, к месту дислокации 66-й. Не особо коротким является расстояние и между 23-й и 65-й. И многие из родителей учащихся 23-й предпочли тогда перевести своих детей в другие учреждения.

Сейчас пензенских чиновников вновь обуял инстинкт объединения. В результате преобразований, намеченных на этот год, Пенза лишится шести школ: №№ 17, 48, 45, 10, 61 и 16. Помыслы, как водится, опять благие — вновь улучшение качества образования, сокращение административно-кадрового аппарата, и т.д. Но некоторых вопросов предстоящие слияния все же не могут не вызывать.

Скажем, с позиции «географии» не может быть претензий относительно присоединения 16-й школы к 29-му лицею и 17-й к 12-й, территории которых разделяет едва ли не один лишь общий забор. Чего нельзя сказать о слиянии 45-й и 10-й с 66-й, 48-й с 47-й, 61-й с 32-й, территориально далеких друг от друга. Руководитель, как ни крути, должен следить за порядком во вверенном ему учреждении. Естественно, что делать это сподручнее, находясь непосредственно на месте. А не мотаясь, скажем, из одной «шуистинской» школы в другую, затем в поселок Монтажный и обратно.

Получается, что у руководителей объединяемых учреждений должны быть свои «смотрящие» в присоединяемых корпусах. Что-то подсказывает, что в их качестве могут остаться директора пока еще самостоятельных учреждений, только именоваться они будут как-то иначе. Возможно, что на их место будет назначен кто-то другой. Таким образом, сокращение административно-хозяйственного аппарата в реальности может вылиться лишь в ликвидацию нескольких бухгалтеров.

школа 47.jpg

Не везде слияние выглядит закономерным и обоснованным также с позиции присоединения «отстающих» учреждений к лидерам. Поскольку иные присоединяемые школы в плане результатов могут быть не хуже тех, к которым их присоединяют. И даже если предположить, что реально к лучшим присоединят худших, насколько это может сказаться на качестве образования в последних?

Как подчеркивает начальник управления образования города Пензы Юрий Голодяев, «все классы и все учителя из объединенных школ остаются в своих зданиях, в своих классах — тех же самых». Трудновато в связи с этим предположить, что за лето в отстающих школах резко повысится профессиональный уровень имеющихся в наличии учителей и стремительно подтянутся слабые ученики. Тут как бы ведущие учреждения после слияния не стали бы терять свои позиции в рейтинге.

Не все понятно и с точки зрения численности обучающихся школьников и наполняемости классов. Ну, ладно, скажем, добрая треть 17-й школы пустует, и за ее счет можно решить вопрос с 12-й, где стоят перед проблемой второй смены. Но у 10-й школы, говорят, с наполняемостью все в порядке, и 66-й в этом плане она ничуть не уступает. Что касается последней, то в результате предстоящих преобразований она будет выглядеть более всепоглощающим монстром, чем лицей №2.

Когда о готовящихся преобразованиях стало известно депутатам городской думы, они на состоявшемся в апреле заседании постоянной комиссии по образованию, здравоохранению, науке, культуре и социальным вопросам выразили возмущение тем, что администрация Пензы не проинформировала их своевременно. Тогда Юрий Голодяев поведал о том, что планировалось также объединение школ №№ 8 и 49. И оно было отложено ввиду того, что располагаются школы в разных районах и, главное, обе именные.

В связи с этим вызывает недоумение произошедшее несколько лет назад присоединение 24-й школы ко 2-му лицею. Как и в случае с 8-й и 49-й, одна находится на территории Железнодорожного района, другая — Ленинского. А наличие именного статуса не явилось тогда поводом, чтобы сохранить самостоятельность 23-й школе.

При присоединении к 65-й школе учреждения, носившего имя Героя РФ Александра Сергеева, к его матери, Галине Сергеевой, обращались с просьбой присвоить его имя новообразованию. Она была категорически против присвоения имени сына «корпусу №2 школы №65». По той причине, что Александр Сергеев учился в 23-й в то время, когда 65-й даже в зачаточном состоянии еще не было. И именуется сейчас это учреждение как МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 65/23 г. Пензы». Без упоминания имени Сергеева. Таким вот образом в Пензе «почтили» память своего первого Героя России.

Сейчас в здании бывшей 23-й проводятся занятия только в пяти классах. Хотя располагается оно в микрорайоне, где не только имеется большой частный сектор, но и неподалеку есть военный городок, а также достаточно активно застраиваются многоквартирными домами прилегающие территории.

Ситуация с объединением пензенских школ во многом схожа с той, которая сложилась с многопрофильным колледжем. В случае с ним чиновникам по большей части пришлось давать задний ход. Будущее покажет, не повторится ли нечто подобное и с объединением школ.

Спору нет, упорядочить работу сети общеобразовательных учреждений в Пензе необходимо. Но инстинкт объединения не должен дестабилизировать их работу. И всякая реорганизация должна быть аргументированной и обоснованной, а не походить больше на манию глобализации, обуявшую наших чиновников.
Источник фото: http://shcoola47.narod.ru/index_files/home1.htm, http://58sport.ru/novosti/zakon-v-tvoikh-rukakh-4/

Похожие статьи