Пензенский многопрофильный колледж рождает бесперспективность среднего специального образования
Журналист
Журналист
Сергей Зимин

На днях было сообщено о награждении Пензенского многопрофильного колледжа почетной грамотой за высокую профессиональную подготовку студентов. Парадоксально, но на данный момент в воздухе витает вопрос о существовании колледжа в его нынешнем виде.

 Пензенский многопрофильный колледж

Четыре года назад в Пензе начали внедрять апробированную чуть ранее в некоторых районах области схему по объединению учреждений среднего и начального профессионального образования (СПО и НПО). В результате в областном центре возник монстр под названием Пензенский многопрофильный колледж (ПМПК).

В одночасье перестали существовать как самостоятельные одиннадцать учреждений СПО и НПО. Среди них такие самобытные, как политехнический (известный ранее как приборостроительный техникум), архитектурно-строительный, педагогический колледжи. Они были перепрофилированы в отделения ПМПК. Меньше всего повезло машиностроительному колледжу, переставшему существовать даже в таком качестве. А пару лет спустя ПМПК поглотил еще два пензенских учреждения — колледж управления и промышленных технологий (экс-механический техникум) и техникум транспорта и сервиса.

Стоит заметить, что одним только «пожиранием» средних специальных учебных заведений (ссузов) Пензы сей монстр не ограничился. В результате сейчас в структуру ПМПК входят девять пензенских отделений, плюс филиалы в Городище, Лунино и Кузнецке. Сиречь, бывших самостоятельных ссузов, пока еще сохранившихся хоть таким образом. И пока еще внешне монстр не подавился. Но всему же бывает предел.

Принимая решение об объединении, пензенские чиновники утверждали о необходимости учитывать специфику учреждений и максимального сохранения их уникальности. Но коллективы ряда действительно уникальных ссузов, по сути, оскорбили, смешав их с рядовыми в прошлом училищами, именуемыми в народе «рогачевками».

При всем уважении к профессиям, азы которых постигались в последних, стоит заметить, что у учреждений НПО и СПО свои задачи и специфика. Первые все же предназначены для подготовки по рядовым рабочим специальностям. Вторые же для подготовки специалистов среднего звена — мастеров, техников, технологов. Причем в иных учреждениях СПО уровень подготовки бывал настолько сильным, что их выпускников запросто могли принять на второй — третий курсы вузов.

Объясняя причины, побудившие прибегнуть к созданию столь громоздкого учреждения профобразования, пензенские чиновники, как водится, вещали обо всех возможных его благах. Для преподавательского состава, студентов, качества обучения, экономии средств. Однако в реальности эти блага ощутили немногие.

Приводили, допустим, аргументы, что при сокращении руководящего аппарата будут высвобождены немалые средства на повышение зарплаты преподавателям и мастерам производственного обучения. Относительно реального эффекта от сокращения аппарата как-то не совсем лестно высказался губернатор. А от довольно-таки немалого количества преподавателей доводилось слышать, что с объединением ссузов они в зарплате, скорее, потеряли.

В соответствии с конвенцией о правах ребенка, школьники имеют право на выбор конкретного учебного заведения и профессии. С реорганизацией же по-пензенски отчасти доступность обучения в ссузах оказалась нарушенной. В связи с ограничением выбора. Можно же ведь было изначально предполагать, что при слиянии увеличивается вероятность сокращения количества мест, в первую очередь бюджетных, на родственные специальности в разных ранее учреждениях.

Четыре года назад Александр Фетисов, назначенный директором ПМПК, утверждал, что во всех учреждениях было много непрофильных специальностей. Но, пожалуй, аналогичное утверждение можно делать и в адрес новообразованных отделений. Со «смертью» машиностроительного колледжа, скажем, отделению информационных технологий была отдана специальность «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ». А на кой, скажите, ляд, отделению архитектуры требуется такая специальность, как «Строительство и эксплуатация дорог и аэродромов»?

В 2104-м году наши чиновники от образования сильно постарались затащить в лоно ПМПК Пензенский техникум транспорта и сервиса. Сломив довольно-таки серьезное сопротивление со стороны родителей и самих студентов. Что в итоге? Родители оплачивают недешевую специализированную комиссию, приблизительно три четверти стоимости которой ранее на себя брала Куйбышевская железная дорога. Плюс говорят об отсутствии нормальной практики и небольших гарантиях трудоустройства у выпускников.

А ведь рассматривались варианты вхождения этого техникума в состав Самарского государственного университета путей сообщения. Что при сохранении имевшихся до включения в состав ПММК некоторых привилегий предоставляло бы для студентов техникума более широкие перспективы по трудоустройству, а также возможность продолжить обучение в самарском университете, начиная со второго курса.

Однако кто-то посчитал крайне необходимым за счет регионального бюджета содержать учреждение, фактически обеспечивающее кадрами естественную монополию в виде РЖД. Хотя, казалось, логичнее было бы постараться отдать подготовку этих кадров на откуп самой монополии. Такая вот экономия.

Многие специалисты, знакомые с «кухней» ПМПК, отмечают неэффективность управления. Что при создании такого монстра избежать проблематично. Тот же Александр Фетисов в одном из интервью при вступлении в должность говорил об определенных сложностях, когда неоднократно передвигаться по городу вынуждены преподаватели одного образовательного учреждения, базирующегося в двух зданиях. А что же тогда говорить о сложностях, когда всевозможных зданий больше на порядок.

Поводом говорить о неэффективности в управлении ПМПК стала крыша одного из общежитий, снесенная сильным порывом ветра в начале марта. Восстанавливать которую принялись месяц спустя. Да и то после визита губернатора. Руководство колледжа до той поры «не почесалось». Что вызвало праведный гнев Ивана Белозерцева.

Губернатор поручил зампреду областного правительства Юрию Кривову и министру образования региона Александру Воронкову тщательно проанализировать работу ПМПК. А также потребовал в течение месяца внести предложения по переводу Александра Фетисова на другую должность.

По словам губернатора, многопрофильный колледж стал некоей надстройкой между областным минобром и отделениями с филиалами, в которой задействованы около сотни человек. А жалобы на неповоротливость структуры он слышит частенько. В частности на то, что подразделения ПМПК не могут напрямую договариваться о стажировках студентов на предприятиях.

Срок губернаторского ультиматума относительно Фетисова истекает в начале мая. В кулуарах поговаривают, что участь его решена. По крайней мере, на этой должности Александра Николаевича в дальнейшем, как полагают эксперты, быть не должно.

Что же касается возможного расчленения ПМПК на отдельные ссузы, как в прежние времена, то здесь несколько сложнее. Но необходимость такого шага бесспорна. И не только в случае с ПМПК. Поскольку подобные объединения происходили и по области. Причем сливались ссузы, базирующиеся в разных районах.

Возрождение профессионального образования сейчас возведено в ранг задачи государственной важности. И от грамотного решения ее зависит будущее промышленности и экономики. В том числе и Пензенской области. А такому решению вряд ли способствует инстинкт огульного объединения в одно целое разноплановых учебных заведений. Впрочем, своеобразная мания глобализации в регионе присуща не только системе образования.

Источник фото: www.nobel-okna.ru


Похожие статьи