Пензенских школьников слишком активно защищают от труда

Вопросы правомерности использования труда школьников в общеобразовательных заведениях в последнее время не редки. Пензенскую область эта напасть также не обошла стороной. Нет-нет, да и поведают местные СМИ о «бедных» школьниках, которые вместо уборщиц выносят на помойку ящики с мусором или перетаскивают тяжелые бачки с продуктами.

Можно представить, какими вырастут ребята у таких «стукачей», которые с детства приучают их жить за чужой счет. Такая лжезабота о своих и чужих школьниках до хорошего не доведёт.
Хотя, на самом деле, директор образовательного учреждения, как истинный педагог, пытался заложить любовь к труду к своим воспитанникам. Человек с раннего возраста должен осознавать, что в этой жизни ему придется всего добиваться самостоятельно. Конечно, если это не ребенок прокурора, которому уже с рождения, в большинстве случаев, уготовано «тепленькое» местечко. Основной же массе необходимо с детства самостоятельно, как говорится, рыть землю носом, чтобы быть абсолютно готовым к взрослой жизни.
Школьные годы для многих из нас запомнились не только уроками, оценками, шумными переменами. Но и дежурствами по классу, трудовыми десантами, субботниками, летней практикой («отработкой»), и т.п. При этом никому раньше и в голову не приходило, что всему этому можно дать такое определение, как «эксплуатацией детского труда».
Иные времена — иные нравы. Теперь от педагогов доводится слышать, что при желании признаки принуждения школьников к труду можно усмотреть и в самой безобидной просьбе. Допустим, протереть доску. И это уже не воспринимается в качестве шутки. По крайней мере, несколько лет назад прокуроры Екатеринбурга создали претендент, обнаружив признаки понудительного труда в обычном дежурстве.
Законом «Об образовании» дежурство или уборка территории может не считаться принуждением к труду, если решение о его организации принято педсоветом или органом школьного самоуправления, а требования к дежурным посильны и понятны. Но педагоги при этом обязаны учитывать мнение учеников и их родителей. Например, если родители считают, что дети вообще не должны убирать за собой классную комнату, они могут оплачивать дополнительный труд уборщицы, которая, зачастую обязана убирать только в коридорах, туалетах, рекреациях. Если не устраивает существующий порядок дежурства, следует предложить свой вариант решения проблемы.
Ситуация с привлечением школьников к каким-либо видам работ у нас выглядит несколько абсурдно. Без согласия им дозволено ни чистить снег, ни приводить в порядок территорию, не производить уборку в классе, не протирать доску, не разносить ложки, вилки и хлеб в столовой... Переборщили у нас с поблажками для нынешнего поколения школьников…
Поэтому уже со школьной скамьи государству приходится перевоспитывать юных алкоголиков и наркоманов, которых в свое время не могли занять делом нерадивые родители. К сожалению, не всегда удачно.
С раннего возраста дети должны быть заняты по максимуму. Это могут быть и развивающие кружки, секции, и помощь взрослым по дому. Тогда у них не останется свободного времени на то, чтобы думать, куда себя деть. Трудовая деятельность – один из важнейших факторов воспитания личности, а трудолюбие –качество, которое необходимо воспитывать с самого раннего детства. Бесспорно, этим должны заниматься родители и педагоги.
Почитай все омбудсмены заявляют о том, что принудительный труд детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, является грубейшим нарушением их прав. Но при этом находятся и те, которые признают, что трудовое воспитание является важной составляющей воспитательного процесса, включающей в себя не только уроки, но и работу по уборке класса, благоустройству школьной территории.