Пензенских школьников одарили дневниками с ошибками. Кто ответит за цифры?
Вчера большинство пензенских СМИ уже «прошлись» по новым дневникам. Внимательные родители школьников углядели, что на одной из страниц «главной рабочей тетради» опубликованы неправильные телефоны экстренных служб. Перепутано там все. В полицию детям предлагается звонить по телефону «01», в «скорую» — «02», пожарным — «03». Номера для связи с экстренными службами с мобильных телефонов и вовсе даны несуществующие. Первым порталом, обратившим внимание на проблему, стал «Пензаинформ».
Сообщается, что тираж «издания» составил почти 55 тысяч штук. Из областного бюджета на него потрачено свыше 7 млн. рублей.
Система у нас непробиваемая. Контролирующих органов и лиц — несчитанное количество. Но, как говорится, у семи нянек дитя без глазу. Наверняка, макеты школьных дневников еще во время верстки сто раз смотрели разные ответственные люди, начиная от мелких чиновников, и заканчивая министром образования области Александром Воронковым и зампредом правительства Олегом Яговым. Смотрели. А толку?
На те же грабли
Помнится, в прошлом году родители тоже нашли много ошибок в дневниках. Да так, что в течение года они исправлялись, а дневники перевыпускались. Тогда ошибки были некритичны: писали там, например, что у нас в Пензенской области скворцы зимуют и другие птицы (на самом деле не зимуют). Но это не беда. Никто не пострадал.
Две недели назад, 13 августа, в ходе видеоконференции с главами администраций районов и городских округов губернатор Иван Белозерцев потребовал вручить дневники учащимся в торжественной обстановке. Он отметил, что на издание «ярких, красивых, насыщенных информацией» дневников потрачены немалые бюджетные средства. Школьники, по мнению главы региона, должны изучать по ним краеведение.
— Это не просто дневник в нагрузку школьнику, — сказал губернатор. — Он очень интересный, рассказывает об истории Пензенского края и предлагает детям вместе с учителями посещать исторические места. Подпитайте через этот дневник интерес к историческим событиям, за которыми история нашего края!
Предположим, что с точки зрения историков, придраться в новом дневнике школьника не к чему. Уж что-что, а факты должны были проверить. У нас ведь и министр Александр Воронков, и зампред Олегов Ягов — историки по образованию. Почему же тех, кто не только с фактами и буквами дружит, но и с цифрами, у нас среди проверяющих не нашлось?
Министерство образования Пензенской области, кстати, по поводу допущенного «косяка» пока отмалчивается. А в социальных сетях люди уже активно обсуждают варианты решения проблемы с дневниками. Глупо было бы изымать весь тираж и перепечатывать заново, тратя на это еще 7 млн. рублей бюджетных денег. К тому же 1 сентября уже послезавтра, и перевыпустить тираж точно не успеют.
Пользователи социальных сетей, в частности, предлагают обойтись «малой кровью» — напечатать странички-вкладыши с правильными телефонами экстренных служб и вклеить их в дневники. Причем, вклеить их могут как учителя, так и родители. Да и сами школьники тоже.
Наверняка, крайнего в этой истории найдут. Пожурят. Может, премии лишат. Только вряд ли что-то изменится, потому что «косяки» министерства образования у нас плотно вошли в систему. Ошибки в дневниках школьника, это, можно сказать, наш конек. Мы смеемся над этим коньком и даже иногда придурковато им гордимся.
Неужели всё и за всеми должен проверять-перепроверять губернатор? А не проще ли разогнать все министерство образования, и набрать в него людей более ответственных и грамотных?
Лови ошибку
P.S. Пока готовился материал, министерство образования области прокомментировало ситуацию с дневниками. Приводим текст полностью:
Министерство образования выражает искреннюю благодарность общественности и представителям СМИ за информирование об обнаружении неточности в Дневнике школьника Пензенской области и приносит свои извинения учащимся и родителям.
«Ошибка выявлена, и мы примем меры для ее устранения, в том числе и с использованием педагогических приемов, которые помогут детям запомнить правильные номера телефонов экстренных служб и действий в чрезвычайных ситуациях. А на каком этапе работы закралась ошибка — выясним и примем соответствующие управленческие решения», — подчеркнул министр образования Александр Воронков.
Во все муниципальные органы управления образованием направлено методическое письмо, в котором учителям рекомендуется во 2–5 классах провести в начале сентября занятие, знакомящее с Дневником, и применить используемый на практике педагогический прием «Лови ошибку!»: учитель сообщает школьникам о наличии ошибок в информации и предлагает детям обнаружить неточности и внести коррективы.
Достигнута договоренность с издательством о выпуске дополнительной «наклейки» в Дневник с уточненной информацией по телефонам экстренных служб.