Пензенские интернет-СМИ. Те ли люди нас читают?
Владислав Беляков
Владислав Беляков
До чего же любят у нас составлять всяческие рейтинги! К шкале известности и эффективности «прикладывают» политиков, чиновников, губернаторов, влиятельных людей, компании, заводы и пароходы. Мерятся своими показателями и СМИ. Чаще всего — количеством посетителей.



Популярность издания, выходящего на бумаге, обычно оценивают по тиражу. Якобы, чем он выше, тем газета или журнал большим доверием пользуется у населения. Уважающие себя СМИ тираж при этом сертифицируют в НТС (Национальная тиражная служба), которая систематически проводит аудит тиражей и распространения. Как бы гарантируя при этом, что издание печатает именно тот тираж, который заявлен в выходных данных.

Считается, что социальный спрос на сертификацию тиражей создают рекламодатели, которые хотят быть уверенными, что их реклама доходит до максимального количества людей. Что, отметим, не мешает владельцам некоторых СМИ тупо сдавать часть тиража в макулатуру.

Интернет-СМИ любят хвалиться количеством уникальных посетителей их сайтов. Кто-то считает суточные заходы, кто-то — месячные. При этом, не вдаваясь в подробности, что за люди их читают. Борьба идет за количество. А как же качество?

Мы тоже решили проанализировать пензенские информационные ресурсы. Но пойдем мы другим путем. Возьмем для своего анализа популярный сервис «Маркетинговая разведка». Он показывает не только количество посетителей и визитов, но и предоставляет другую, на наш взгляд, куда более интересную (в том числе для потенциальных рекламодателей) информацию: географию посетителей, источники трафика, переходы с социальных сетей, поиск по ключевым словам (фразам), пересечение аудитории с подобными сайтами. На этом и остановимся подробнее.

Итак, география посетителей. Ничего нового мы не скажем, если упомянем, что абсолютное большинство посетителей на пензенские информационные ресурсы заходят из России. А уже со вторым и третьим местами имеются расхождения. Как правило, это Украина и Германия. Исключение — портал «Пенза-Онлайн». Сюда почему-то 1,8 процента потока трафика идет из Турции. Затем следуют США, и лишь затем идут Украина и Германия. Выделяется и «Пенза-Пресс». Его, кроме России, читают на Украине, в Беларуси и Казахстане. Также весьма неожиданно, что около 0,5% трафика «Пензенской правды» идет из Грузии.

Если брать общее количество переходов на сайты из социальных сетей и разделить их в процентном соотношении, то можно сделать вывод, пользователи какой сети предпочитают тот или иной ресурс:

— Одноклассники — «Пензаинформ» и «Пенза-Пост»;
— Вконтакте — «Пензенская правда» (pravda-news.ru), «PenzaNews», РИАПО, ПензаСМИ, 1PNZ, «Пензавзгляд», «Пенза-Пресс»;
— Фейсбук — «Пенза-Онлайн».

Показательно, не правда ли?

Любопытно, по каким поисковым словам пользователи интернета попадают на наши ресурсы.

Отбросим сразу названия и типичные фразы типа «Новости Пензы сегодня», оставим лишь наиболее неожиданные. Так, в апреле 4,8 процента заходов на сайт РИАПО было по поисковой фразе «17 апреля 2018 выходной в Пензе». 2 процента посетителей искали «Ali Express» и попадали на «Пензаинформ». 3% посетителей 1PNZ перешли по фразе «Бандитская Пенза». 3,39% посетителей «ПензаСМИ» пришли по словосочетанию «главный врач онкодиспансера».

2% своих посетителей «Пензавзгляд» собрал на «Посадочный календарь на апрель 2018 года садовода и огородника». 2,5% читателей «Пенза-Онлайн» пришли из поисковиков по фразе «Паводок в Пензенской области». 2,3% посетителей «Пенза-Пресс» искали «Linux». А 2,37% пользователей pravda-news.ru пришли по поиску по слова «Цыгане».

Еще один интересный показатель — совпадение аудиторий. Если верить «Маркетинговой разведке», порталы «Пенза-Пост» и «PenzaNews», например, читают практически одни и те же люди. Предпочтением этой же аудитории, кстати, является информационно-аналитический портал пензенских «левых» сил Leftpenza.ru.

Казалось бы, редактор «Пенза-Пост» Александр Тузов и редактор «PenzaNews» Павел Полосин — совершенно разные люди, как два полюса. У них разные взгляды на жизнь и разная информационная политика. Причем, друг друга они, мягко говоря, не переваривают. Однако, как показывает анализ сайтов, все их произведения бьют в одну и ту же аудиторию. Господа (или товарищи — кому как больше нравится) стреляют в одну мишень.

Схожие читатели у РИАПО и «Пензенской правды» (pravda-news.ru), что не удивительно, поскольку учредителем обоих этих изданий является Департамент информационной политики и СМИ Пензенской области. Аудитория «Пенза-Онлайн» по большей части пересекается с аудиторией russia58.tv (ГТРК «Пенза»). Схожие читатели у «Пензаинформ» и progorod58.ru.

Возможно, что особого открытия мы своим анализом не сделали. Но задуматься есть над чем, согласитесь? Большое количество пользователей ресурса — это, конечно же, хорошо. Но те ли люди нас читают?

Похожие статьи