Пенза теряет свою уникальность. Речной транспорт
Журналист
Журналист
Полина Елистратова

Когда-то в нашем славном городе можно было прокатиться на канатной дороге в одной из разноцветных кабинок, узнать о строении Земли и устройстве вселенной, посетив Планетарий, пощекотать себе нервы на аттракционе «Русские горы» в парке Белинского, посмотреть мультфильмы в салоне настоящего самолета, проплыть по Суре на речном трамвайчике… На этом список интересных занятий и мест, канувших в лету, не заканчивается. Портал «Пенза-Онлайн» продолжает искать ответ на вопрос: есть ли шанс спасти ту Пензу, которую мы знаем, от исчезновения? В новом выпуске «Пенза теряет свою уникальность» читайте о том, можно ли вернуть городу речной транспорт.

Речной трамвайчик на Суре

Италия. Венеция. Вапоретто. Последнее суть есть маршрутный теплоход и главный вид общественного транспорта в островной Венеции, аналог речного трамвая. Расположенная на островах, Венеция соединяется со своей материковой частью с помощью дамбы, по которой проходит железнодорожная линия и шоссе. Связь между Венецией и материковой частью Местре осуществляется с помощью автобусов и пригородных электропоездов, однако дальше Пьяцца ле Рома на окраине Венеции ни автобусы, ни частный автотранспорт проехать не могут. Венеция – пешеходный город. Сообщение осуществляется исключительно через воду. Таким образом, вапоретто – единственный вид общественного транспорта.

К вапоретто относятся теплоходы трех типов, которые курсируют по нескольким маршрутам на Гранд-канале, вокруг острова Риальто, к островам Мурано, Бурано, Лидо, кладбищу на острове Сан-Микеле, где покоятся Бродский, Стравинский и Дягилев, и другим объектам. Имеются также специальные экспресс-маршруты. Следующие по ним теплоходы останавливаются только в пунктах наибольшего пассажиропотока.

Ежегодно каждый из теплоходов-вапоретто перевозит миллионы людей. Это самый удобный и доступный вид транспорта для местных (тем более, каждый постоянный житель Венеции обязательно является владельцем специальной карты, предоставляющей определенные транспортные льготы) и для туристов. Часто прибегать к услугам гондольеров или водного такси – накладно. А вапоретто – доступный для всех вариант.

Тем более, что с годами теплоходы-вапоретто превратились также в забавный аттракцион для туристов, желающих окунуться в настоящую итальянскую жизнь. Не все города мира имеют внутреннее водное сообщение, а общественный водный транспорт вообще можно назвать редкостью. Понятное дело, что Венеция попросту не сможет обойтись без вапоретто, а для каких-то городов иметь общественный водный транспорт – это уже больше традиция, а не необходимость.

Так в Лондоне действует целая сеть пассажирских водных маршрутов, известная как London River Services (некоторые маршруты нацелены на туристов, другие чаще используются самими лондонцами как обычный общественный транспорт, например, для поездок на работу), а в Париже система пассажирских катамаранов действует также и в туристических целях, и как регулярный транспорт.

В Москве общественный водный транспорт существовал до 2006-го года. В Санкт-Петербурге аквабусы использовались до 2016-го года, когда комитет по транспорту города объявил, что регулярная линия водного транспорта функционировать больше не будет. Сегодня речной транспорт в столичных городах работает в экскурсионных целях. По нашим данным, в настоящее время линии общественного водного транспорта по-прежнему функционируют во Владивостоке, Тольятти, Севастополе и Орле.

А вот наш славный город свой речной транспорт потерял. Навсегда ли?

Вернуть речные трамвайчики и проложить новые маршруты

Многие жители города часто пользовались услугами пензенских речных трамвайчиков, курсировавших по Суре от Бакунинского моста до дачной Барковки. Добираться до своего дачного участка по реке было очень удобно, а для ребятишек, которых бабушки и дедушки часто брали с собой на дачу, само ожидание «корабля» предвещало начало удивительного путешествия. Основными пользователями речного транспорта Пензы были именно дачники, однако и не имеющие участков на Барковке жители города, и туристы с охотой отправлялись в маленькие путешествия по Суре.

Долгие годы речной транспорт, который числился на балансе городского транспортного управления, был рентабельным и оправдывал свое существование. В постсоветские годы речникам перестало хватать денег на топливо. Речные трамвайчики часто сдавались в аренду для проведения всевозможных мероприятий, например, юбилеев. Со временем речных трамвайчиков в Пензе не стало вовсе. Старые - пришли в негодность, а новые - не появились.

В 2016-м году, однако, стали появляться сообщения о том, что пензенский речной транспорт могут восстановить. До этого времени о речных трамвайчиках вспоминал только Василий Кузьмич Бочкарев. Жители города, в свою очередь, стали высказываться о том, что неплохо было бы запустить речной трамвайчик из центра города в район Терновки и обратно: при наличии такого маршрута многие пензенцы смогли бы добираться на работу и в центр города по воде, минуя утренние пробки и поездки в душных маршрутках. Ясно одно, что очередное лето без речных трамвайчиков в Пензе подходит к концу. Таким образом, судьба еще одной яркой пензенской достопримечательности по сей день находится в «подвешенном» состоянии…

(продолжение следует)

Источник фото: https://ru.wikipedia.org


Похожие статьи