Пенза, которой мы гордимся. Молодость к лицу городам
Журналист
Журналист
Антон Инюшев

За последние годы пензенские молодые архитекторы доказали, что умеют объединяться и кооперироваться друг с другом — как в общественном, так и в профессиональном плане. Сейчас эти объединения начинают непосредственно влиять на облик нашего города. Подтверждением этого служит история архитектурного бюро «Вещь!».



Эпоха объединения


Начало этой истории можно вести, пожалуй, с 2011-2012 годов. Политический кризис в стране стал катализатором бурного развития гражданского общества. В Пензе, как и в других городах России, разнообразные группы и объединения появлялись как грибы после дождя. Активность граждан вышла на совершенно новый уровень. При этом политика обеспечила лишь первоначальный толчок, многие из создаваемых в это время гражданских сообществ были вполне аполитичными. Одной из таких групп стало сообщество «Молодые архитекторы Пензы».

Сложно сказать, почему именно архитекторы продемонстрировали в этих условиях свою способность к объединению и совместному продвижению интересов, почему параллельно не появлялись группы «молодых математиков» или «молодых слесарей». Вопрос этот очень важный и интересный, но мы оставим его до следующих публикаций.

В сообщество «Молодые архитекторы Пензы» входили студенты и молодые специалисты, которым уже не хватало лекций в вузе, но которые еще «не доросли» до серьезных проектов в профессиональных мастерских. Значительную роль в создании группы играла Галина Турчак и ее молодая мастерская «Глагол».

Члены сообщества устраивали тематические лекции, совместно обсуждали архитектурные проекты и тренды, делали попытки защитить старинные здания Пензы. Но при этом никаких особых обязательств участие в этой группе не накладывало. Со временем в этой благоприятной среде начали рождаться и более формальные объединения. Люди стали кооперироваться для работы над проектами (такими, например, как проект исследования городской среды «Посад»), или создавать собственные профессиональные организации — такие, как архитектурное бюро «Вещь!».

Семеро смелых


Антон Белов — один из основателей бюро «Вещь!». Сейчас ему 30 лет, он — один из «ветеранов» сообщества молодых архитекторов Пензы. Когда движение только зарождалось, Антон уже окончил строительный университет и успел некоторое время проработать в «Гражданпроекте». В начале 2017 г. он уволился из этой организации, чтобы вплотную заняться «Вещью».

Костяк команды будущего архитектурного бюро «Вещь!» сложился летом 2016 г., во время работы над конкурсным проектом в Н. Новгороде. Впрочем, эти 7 человек и до этого дружили, общались в одном сообществе. Но трудовые будни у Горьковского водохранилища (у «Горьковского моря» — так его называют местные) окончательно показали, что и работать вместе им вполне комфортно.

Семеро будущих архитекторов «Вещи» готовили площадку для фестиваля WAFEst («Фестиваль стихий») в лагере серферов у водохранилища. Работы было много — на конкурсе победили сразу два проекта пензенцев. «Ловец звуков земли» был вдохновлен «акустическими радарами» времен Первой Мировой войны, когда солдаты слушали небо с помощью громоздких приборов. А арт-объект у Горьковского моря предназначен для того, чтобы слушать лес. Антон Белов лично проверял: если встать между двух огромных деревянных «ушей», действительно можно качественно послушать лесную тишину.

Второй объект, победивший в конкурсе, — «Путь в Мангаллу». Это несколько мангалов на берегу, стилизованные под оленей (или лосей) со скандинавскими именами. Если воины мифической Валгаллы ждут Последней Битвы (Рагнарека), то олени-мангалы готовятся к Последнему Пикнику.

После этой работы в Н. Новгороде данная группа молодых архитекторов начала получать все больше заказов. Объединение друзей все больше стало походить на полноценную команду. И к 2017 году «Вещь!» из неформальной группы превратилась в официальную организацию.

Чтобы организовать свое архитектурное бюро, его участники приняли решение уволиться из достаточно солидных мастерских, и не только пензенских. Антон Белов, в частности, проработал к тому времени в «Гражданпроекте» более 6 лет, и успел «прирасти корнями» к этой организации. Но молодым архитекторам хотелось делать что-то свое, хотелось свободы и интересных проектов.

«Наша основная миссия — делать качественно и современно, стараться всему придать какую-то оригинальную идею. Мы хотим наполнять пространства каким-то своеобразным духом, чтобы все вокруг не было стандартным и типовым», — говорит Антон Белов.

Примечательно, что члены будущей «Вещи» приняли интуитивное, но окончательное решение о том, что будут вместе участвовать в конкурсах и создавать проекты, после лекции о башне Татлина. Эту лекцию в апреле 2016 г. прочитала преподавательница ПГУАС Елена Лапшина. Оказалось, что проект авангардиста и конструктивиста Владимира Татлина способен и через 100 лет вдохновлять молодых архитекторов на великие дела.



Буквы и кони


Молодых архитекторов из объединения «Вещь!» понемногу стали замечать и привлекать к серьезным проектам, определяющим облик Пензы. Время оказалось очень удачным: в последние годы власти в нашем городе все больше внимания стали уделять оформлению городских пространств, созданию комфортной среды.

На одном из круглых столов, проводимых под управлением Губернатора, сотрудница архитектурного объединения «Вещь!» делала доклад. После мероприятия к ней обратился главный художник Пензы Сергей Петров и предложил молодому коллективу сделать арт-объект - объемные буквы, составляющие слово «Пенза». В результате проект Антона Белова был реализован в 2016 г., и украсил собой вначале Олимпийскую аллею, а затем Юбилейную площадь.

Автор постарался заложить в эти 5 букв множество смысловых слоев. Тут можно отыскать и образ одного из символов Пензы — памятника «Росток» (в надписи чувствуется его геометрия), и традиции русского средневековой зодчества (пропорционирование на основе куба), и влияние церковной архитектуры (золотой цвет). То есть, Антон Белов хотел, чтобы это были не просто буквы, а чтобы они отражали характер места, города, в котором они установлены.

А еще надпись «Пенза» на этом объекте можно читать с обеих сторон («А» превращается в «П», «З» — в «Е», и наоборот), и ее зеркальные поверхности дают интереснейшие отражения. Еще один проект «Вещи» — проектирование двора для одной из строительных компаний Пензы. Дом, перед которым благоустраивалась территория, был построен на территории бывшего ипподрома. «Вещь!» решила сохранить память об этом объекте, вписать ее в концепцию двора. В итоге перед домом появился метафорический «Путь коня».

Намеки и символы, связанные с этим животным, можно будет отыскать по всей территории двора. Это и высокие травы, в которых не стыдно пастись даже символическому Коню, и следы подков на плитке, и переосмысленные фигуры этого едва ли не тотемного животного — красный единорог и шахматный конь.

Так в работах АБ «Вещь!» пространства Пензы становятся неслучайными и начинают рассказывать свои истории.

В конце 2016 г. московское КБ «Стрелка» и Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) запустили программу комплексного развития городской среды. Проект этот очень масштабный: за несколько лет планируется благоустроить десятки ключевых общественных пространств в 40 российских городах. Предполагается, что эти изменения станут примером и отправной точкой для дальнейшего развития. Представители проекта отводят особо важную роль в создании нового облика городов молодым архитекторам.

Молодой архитектор Антон Белов узнал об этом проекте почти случайно. О программе ему рассказал коллега-тезка из Чебоксар. Познакомившись с этим проектом, сотрудники «Вещи» стали активно бороться за право участия в нем: выходили на контакт с главным архитектором области, сами посылали примеры своих работ в Москву. Для молодых архитекторов это был шанс поучаствовать в действительно масштабных изменениях облика Пензы.

В итоге в проект вошли 4 пензенских организации: три маститых (творческая мастерская Александра Бреусова, архитектурная мастерская Льва Ходоса, АБ «Март») и перспективная группа «Вещь!». Причем «Вещь!» получила возможность создаться свой образ для самого что ни на есть центра Пензы — это площадь Ленина и ул. Славы (плюс они немного помогали проектировать набережную).
«Стрелка» курировала весь процесс, давала свои рекомендации в соответствии с проведенным ранее исследованием запросов горожан. Москвичи советовали «быть проще», но архитекторы «Вещи» остались верны себе и все-таки усложнили свои проекты, обогатив их местными смыслами.

Антон Белов спроектировал новый образ для ул. Славы. В планировочную структуру он вложил в качестве основы образ Ростка. Его углы и диагонали, его темные и более освещенные части будут просматриваться и в мощении, и в принципе укладки бордюров, и в элементах благоустройства. Помимо этого, стела «Росток» теперь будет лучше смотреться с площади Ленина — линии нового бульвара станут усиливать перспективу.
Сама площадь Ленина тоже заметно поменяется. Парковке автомобилей придется несколько потесниться. Зелени станет заметно больше. В свободное от массовых мероприятий время на площадь будут выставлять уличную мебель, чтобы убрать «эффект пустынности». Не забыли и про речку Шелоховку, которая когда-то протекала по центру Пензы, а теперь течет под землей: ее изгибы будут показаны рисунком брусчатки.

«То есть, мы не просто взяли, подсмотрели что-то в Москве, и так же сделали. Этот проект основан на истории города», — отмечает Антон Белов.

Возникают некоторые сомнения: если ключевые пространства Пензы спроектированы четырьмя разными организациями, то будут ли они гармонировать друг с другом, создадут ли целостный образ?

«Мы тоже собирались и думали над этим вопросом, — говорит Антон Белов. — Они будут гармонировать. Но, благодаря тому, что различные зоны делали разные группы, они будут все-таки различаться. И это — плюс».

18 сентября проекты благоустройства были представлены в Пензе. Реализация этих планов намечена на ближайшие годы.

Можно констатировать, что молодых архитекторов из АБ «Вещь!» уже заметили на высоком уровне и оценили их способности. Однако Антон Белов считает, что не стоит ориентироваться на фактор «заметили — не заметили»: все равно нужно продолжать активно продвигать себя, предлагать свои идеи.

Пенза и города мечты


Считается, что молодежь куда более склонна к экспериментам и радикальным решениям, нежели старшее поколение. Антон Белов, пожалуй, согласен с этим, однако он уточняет: есть и вполне зрелые архитекторы, которые вполне способны генерировать новаторские идеи. В целом же, добавляет Антон, «радикализм» в этой профессии как правило остается «на бумаге», в виде нереализованных проектов. Для реализации новаторских идей нужны не только смелые замыслы архитекторов, но и готовность общества к ним.

В Пензе хватает талантливых архитекторов, проекты на их выставках зачастую поражают воображение. Однако город по-прежнему продолжают застраивать однотипными «прямоугольниками». Рассуждая о том, почему так происходит, Антон Белов замечает: «Наверное, здесь свою роль играют глобальные вещи. В основном сейчас все стараются просто заработать деньги. В том числе и заказчики. Все стараются сэкономить, сделать попроще. Не думают о прекрасном».

Впрочем, он отмечает и положительную роль денежного вопроса в этом процессе: в Москве красота зданий понемногу становится конкурентным преимуществом в соревновании застройщиков. Отвечая на вопрос о том, каким должен быть город, Антон Белов приводит в пример Ванкувер: высотный центр, дальше — застройка средней высотности, и малоэтажный пригород.

«Я думаю, такой путь правильный, — говорит Антон Белов. — У нас в России сейчас идут по неправильному пути. Например, отъедешь немного от Москвы - и там огромная многоэтажная застройка. И в Пензе поступают таким же образом — строят на краю города огромные многоэтажные жилые комплексы. Потом они создадут множество проблем, когда живущие там люди поедут в центр города. Транспортная инфраструктура не справится».

Однако в последние годы в Пензе ситуация с градостроительством начала понемногу выправляться, полагает Антон Белов. На будущее он смотрит с оптимизмом. Молодежь изменит наш город к лучшему, если в стране, конечно, не произойдет никаких «революций», полагает Антон. «А ведь лет 5 назад сложно было даже представить, что в Пензе начнут создавать такие общественные пространства», — отмечает он.

Сообщество молодых архитекторов Пензы по-прежнему существует, и по-прежнему является «питательной средой» для возникновения новых перспективных архитектурных объединений. Сотрудники «Вещи» — это, скорее, уже «старшее молодое поколение». С годами состав сообщества меняется, приходят новые люди, возникают новые проекты. Одно из последних проявлений активности молодых архитекторов — образовательный проект «Точка опоры». Еще через несколько лет вместо нее, наверное, будет уже другая программа, и другие люди. Главное, что движение молодых архитекторов продолжает жить и объединять активных и талантливых людей. И скоро мы увидим, какие города они захотят строить.


Похожие статьи