Парад «выдающихся» или ярмарка тщеславия?
Журналист
Журналист
Кому-то кажется, что выпускников-медалистов в области чересчур много.

Замотивированные


Вчера Управление образования Пензы сообщило, что 20 июня выпускники города и области, претендующие на награждение медалью «За особые успехи в учении», примут участие в «Губернском празднике «Медалист-2017». В нем примут участие 724 медалиста, 275 из них — выпускники школ областного центра.

«Парад лучших из лучших состоится на Юбилейной площади, на которой будут организованы байк-шоу, фотографирование в специально организованных фотозонах… Церемония награждения выдающихся выпускников-медалистов 2017 года и их родителей пройдет в ККЗ «Пенза».

По данным регионального минобра, в этом году в регионе выпускаются 5092 одиннадцатиклассника. Для тех, кто умеет обращаться с калькулятором, нетрудно подсчитать процент «золотых» мальчиков и девочек, для которых в этом году специально напишут «Губернаторский вальс». «Отрадно, что с каждым годом число выпускников, замотивированных на высокий результат в обучении, растет», — отмечает министр образования Александр Воронков.

Отрадно, да. А пока выдающиеся выпускники готовятся к параду, их сверстники прощаются со школой по-своему. Выпускница одной из пензенских школ вызвала перегрузку в соцсетях, опубликовав в своем Instagram фото, на котором ее одноклассники накануне последнего звонка выложили во дворе школы своими торсами короткое слово. Неизвестно, впрочем, участвовали ли в перфомансе выпускники-медалисты. И у кого прощание выйдет более искренним.

выпускной.jpg

К истории вопроса


В прошлом году, когда стартовал праздник «Медалист», награжденных было чуть меньше — 715. А общее количество выпускников — больше: 5556 человек. Мероприятие, обошедшееся области в 755 тысяч рублей (по тысяче с небольшим на медалиста — мелочь какая-то) вызвало неоднозначные оценки. По мнению организаторов, это — «дань уважения умным и творческим детям за их труды и стремления». А один из участников интернет-форумов высказался так: «Очень полезное мероприятие: приучать неокрепшие умы к самолюбованию и растить тщеславие».

Исследователи отмечают, что волна пылкой любви к учебе захлестнула Россию с 1995 года, когда в каждой школе ежегодно оказывалось по три-четыре золотых медалиста, а в Москве — и по восемь. В 2009 году, когда по всей России в штатный режим был введен ЕГЭ, и золотая медаль уже не оказывала «поступательного» движения, многим казалось, что чиновники от образования наконец перестанут раздавать школьное «золото» направо и налево.

Ничего подобного. В 2011 году в области его получили 266 человек, а «серебро» — 260. В 2012-м — соответственно 424 и 317 школьников. В 2013 году из 6 тысяч 653 одиннадцатиклассников 517 получили золотые, а 274 — серебряные награды.

А вот выпускники 2014 года могли остаться вовсе без наград: всероссийские медали школьникам отменил федеральный закон «Об образовании». Федералы исходили из того, что «золото» уже не дает никаких льгот при поступлении в вузы. Но обошлось: взамен Путин рекомендовал учредить награды «За особые успехи в учении» для лучших учеников на низовом уровне.

Так что в 2014 году свои медали все же получили около 600 учеников из шести с половиной тысяч выпускников области. А в 2015-м особых успехов в учении из 5584 учащихся Пензенской области достигли 723 школьника, в том числе 334 выпускника из областного центра. Впрочем, наиболее наглядно динамику награждений демонстрирует сайт одного из общеобразовательных учреждений Пензы.

Сведения о медалистах.jpg

Невредные советы


«Золотыми медалями наградят ребят, которые на протяжении последних лет получали только «пятерки» и принимали активное участие в школьной жизни», — сообщает один из местных телеканалов. И приводит слова регионального министра образования: «Это решение принимает школьный орган общественного управления… Приобретение медалей ложится на бюджеты образовательных организаций».

И, надо заметить, не очень тяжким бременем. Интернет пестрит рекламой об изготовлении школьных наград, рыночная цена за штуку колеблется в пределах трех-четырех сот рублей — совсем недорого за возможность выглядеть лучше других. Здесь же можно найти кучу инструкций из разряда «Как наростить…» (простите) «Как получить медаль в школе». Кое-что достойно цитирования.

«Дайте знать кому-то из преподавателей, что хотите получить медаль...

Проявляйте видимое старание. Зачастую бывает так, что талантливому, но ленивому ученику ставят оценку ниже, чем не блещущей, но усердной школьнице…

Проявляйте социальную активность. Во многом давление на преподавателей оказывают завучи, которые имеют собственный «план» по количеству медалистов. Известны случаи, когда медали выдавались исключительно ради того, чтобы поднять престиж школы».

«Многие любят ругать современную систему образования. Между тем, получается, что в этом году почти 13 процентов от общего числа выпускников — отличники», — ликовал в прошлом году один из местных новостных порталов. Ругать, кстати, что-то или кого-то принято тогда, когда еще есть надежда изменить положение вещей в лучшую сторону. Сегодня, после общения с недавними и будущими выпускниками, а заодно и с некоторыми представителями педагогического корпуса, понимаешь, что ругать их, в сущности, бессмысленно.

Есть к чему стремиться


До недавнего времени было принято ругать советскую систему образования. Не исключено, что за чудовищно низкое, по нынешним меркам, количество круглых отличников. Сорок-пятьдесят лет тому назад, например, на 600 выпускников средних школ в стране приходился всего один (!) золотой медалист. При таком раскладе становится почти понятно, почему развалился Советский Союз.

Говорят, мол, что медаль сегодня — это просто символ. Но почему за ней так гонятся, и символом чего она является? Престижа? Кого — ученика, родителей, школы или региона? Знаний? Усердия? Усидчивости? Успешности? Но, как представляется, между усердием и уровнем интеллекта столько же общего, как между общественными нагрузками и способностью к анализу.

Тех же, кто полагает, что уровень образованности населения в регионе напрямую зависит от количества золотых медалистов, спешим разочаровать — здесь мы не первые.

Еще во времена Гоголя было принято считать, что экзамен на чин коллежского асессора лучше всего сдавать на Кавказе. И до сих пор в России число золотых медалей на душу учащегося населения растет, если двигаться с севера к югу.

Вот, допустим, по последним данным, из 444 выпускников школ Черкесска (столица Карачаево-Черкессии) станут медалистами 83 молодых человека. То есть примерно каждый пятый. В Пензенской области на сегодняшний день, если кто успел сосчитать — пока каждый седьмой. Но есть на кого равняться.
Источник фото: https://inforeactor.ru/

Похожие статьи