Осторожно, в Пензе мошенники, или как защитить свои финансы
Журналист
Журналист

Никита Пексимов

Мы живем в век высоких  технологий, в век больших объемов информации. К сожалению, защите этого ценного ресурса не уделяют должное внимание даже федеральные банки и государственные ведомства.

Ловушка

На днях одного из моих родственников пытались обмануть мошенники при помощи SMS, представившись сотрудниками одного из самых популярных банков. Несмотря на то, что мы неоднократно предупреждали родственника о том, как действуют такие мошенники и что в подозрительных и спорных  случаях  нужно звонить в первую очередь в официальную службу технической поддержки банка, он все же произвел звонок по  номеру, указанному в сообщении.

Ему ответил вежливый мужской  голос, представившись оператором  банка. Лжесотрудник вежливо выслушал проблему, якобы нашел операцию в базе финансовой организации и попытался убедить позвонившего в том, что возможно был технический сбой в системе банка. Для его устранения  он пытался получить данные карты. Нам повезло: часть наших бесед о мошенниках не прошла даром, и родственник быстро прекратил разговор и лично отправился в отделение банка, где, естественно, подтвердили, что он едва не попался на уловку мошенника.

Однако статья не о том, что мой близкий, как и тысячи других жителей пожилого возраста, становятся жертвами преступников, и даже не о том, как могут спокойно засыпать вечером люди, отнимающие последние накопления у пенсионеров. Беда в том, что такая важная информация о пенсионных вкладах и вкладах в банках попадает в руки мошенников.

В случае с моим родственником мошенник прислал SMS через два часа после снятия близким пенсии, что, собственно, и было главным смутившим его фактором. Одной знакомой нашей семьи мошенники позвонили спустя  несколько дней после открытия накопительного счета. То, что деньги снимаются с карт умерших людей, думаю, тоже ни для кого не секрет. Возникает ощущение, что закрытая  информация, содержащая  важные персонифицированные данные, уходит на сторону в режиме онлайн.

И тут возникает несколько вопросов, кто и почему позволяет этому происходить?

Пенсионный ли фонд, который собирает информацию об открытых счетах, частоте и объем переводов пенсии... Банки ли с многомилионной армией сотрудников, которые владеют информацией по всем операциям по счетам…

Но, несмотря на то, что проблема весьма актуальна, пока не предпринимается абсолютно никаких серьезных шагов к её устранению.

В настоящий момент трудно найти и доказать, на каком из этапов была украдена или продана информация. Однако финансовые организации России могли заняться решением данной проблемы, и самым логичным — была бы защита одного из основных инструментов, который используют мошенники, — мобильного телефона.

Казалось, что мешает банкам заключить соглашение  с  крупными операторами связи  и федеральными органами, задействованными в формировании пенсии. В рамках соглашения договориться о том, что всем клиентам создаются виртуальные мобильные номера, которые не будут знать даже сами клиенты. Отсюда операторы будут дублировать информацию на мобильные номера абонентов. В идеале  этот  виртуальный номер должен случайно генерироваться для каждой из операций.  Если сейчас  невозможно понять, кто не обеспечил защиту конкретного номера, то в случае, если у банка есть лишь виртуальные мобильные номера, выдаваемые оператором связи, и лишь у оператора связи есть возможность связать виртуальный номер с настоящим номером абонента, виновных в утере номера найти намного легче, да и украсть его намного сложнее.  

А так как банки понимают лишь язык денег, и так как вина в передаче номера на сторону будет лежать лишь на банке и  его партнере — операторе связи, при получении клиентом банка  SMS  или звонков от мошенников компенсировать ему  причинённый  моральный вред, не говоря о том случае, если он уже стал жертвой мошенников.

Но как говорится, спасение утопающего дело рук самого утопающего, и на больших и серьезных дядей рассчитывать пенсионерам  сложно, но они могут рассчитывать на нас — детей, внуков, да и просто близких им людей. И если каждый из нас, расскажет самые простые правила защиты от мошенников, если мы повысим информационную грамотность самого незащищенной в этом плане группы населения, то мы просто уничтожим условия необходимые для существования этого вида мошенничества.

Самые основные правила безопасности есть на официальном сайте самого популярного банка — Сбербанка.

Источник фото: ack1.ru

Похожие статьи