7° ... 5°, ветер 4 м/с
64.35
71.05
О «рыбаках», «рыбках» и  сварливых женах
Журналист
Журналист
Анна Князева
Недавно в Международном научном журнале CREDO NEW была опубликована статья известного пензенского учёного, доктора философских наук, профессора Пензенского государственного университета Андрея Геннадьевича Мясникова под названием «Современное философское осмысление сказки А.С. Пушкина . «О рыбаке и рыбке»



Эта статья вызвала большой интерес у российской научно-педагогической общественности, и редакция «Пенза-онлайн» решила побеседовать с автором.

— Андрей Геннадьевич, поздравляем Вас с выходом статьи в известном питерском журнале. Это ведь результат серьёзной научной работы и признание нового открытия в философском изучении творчества Пушкина.

— Спасибо за поздравление. Я искренне рад, что моё исследование было высоко оценено коллегами из Петербурга и других научных центров страны, и по сути является важным научным достижением гуманитарной науки Пензенского региона. Действительно, публикация в серьёзном научном журнале — это результат труда учёного, показатель его научной состоятельности и востребованности. Если учёный нигде не публикуется, значит … он ещё в поиске себя….

— Откуда у Вас интерес к творчеству великого поэта, к его сказкам?

— Дело в том, что изучением сказок я занимаюсь давно. Ещё в студенческие годы, когда учился на философском факультете Уральского госуниверситета, я начал интересоваться мифологическим сознанием, его особенностями, и периодически обращался к творчеству А.С.Пушкина. Всё началось со сказки «О царе Салтане», в которой я увидел некоторые скрытые смыслы, связанные с архетипами русского сознания, а затем в поле моего философского рассмотрения попала сказка «О попе и работнике его Балде», которую Пушкин не решился публиковать при жизни. Над ней я работал несколько лет и в итоге написал социально-философскую статью.

— То есть сказка для Вас — это не просто народный вымысел или авторская фантазия?

— Я называю сказку истоком практической философии, начальной формой морального и правового сознания, началом Должного. Ведь сказки создавались в устном народном творчестве, а затем писались авторами, например, братьями Гримм, Пушкиным, Афанасьевым, Бажовым для того, чтобы учить понятиям о добре и зле, правилам поведения в конкретном обществе, и в итоге – сказки учат жизненной мудрости.

Потребность в «сказках», т.е. в нормах и образцах поведения глубоко заложена в психике человека, в его разумной природе, поэтому каждое поколение людей, каждая эпоха нуждается в них, а также в новом прочтении, в новом понимании старых сказок. А уж когда речь заходит о сказках Пушкина, то это особая тема, ведь на этих сказках воспитывалось несколько поколений россиян, и их роль в сохранении и развитии национальной культуры просто огромна.

— Так что же Вас заинтересовало в сказке «О рыбаке и рыбке»? И что в ней можно найти нового?

— Ещё лет двадцать назад я написал тезисы для конференции, посвящённые этой сказке, но в то время я оценивал её поверхностно, опираясь на традиционные трактовки. Наверное, не хватало собственного жизненного опыта и научных знаний. И вот спустя годы, я вновь начал вдумываться в пушкинские строки и ставить перед собой новые вопросы, например: чем вызвана покорность «старика»? Почему ему нужен только покой? Не является ли образ разбитого корыта символом «расколотого сознания» человека? и др. Для ответа на эти вопросы, я применил к этой сказке свой новый методологический подход — модель Матрицы традиционного сознания, и через призму этой модели открылась целостная система смыслов и значений пушкинских персонажей.

При этом интересно было сравнить начальный вариант этой сказки с итоговым. Ведь Пушкин брал за основу немецкую сказку братьев Гримм «О рыбаке и его жене», и смог так гениально её преобразить, что получилось творение именно русского духа и именно русская сказка.

— Вы хотите сказать, что эта сказка отражает только нашу русскую жизнь?

— Конечно, прежде всего, жизнь россиян. Пушкин удивительно точно задал контекст именно нашей российской, крепостной жизни. А уже в этом социокультурном контексте открываются и вечные, общечеловеческие идеи и смыслы. Например, господства и подчинения, сложности супружеских взаимоотношений, противоречия разума и чувств, внутренняя дисгармония человеческой души.

— Андрей Геннадьевич, а Вы могли бы это пояснить?

— Меня, как философа, привлек образ «старика». Этот образ очень не простой, противоречивый: им можно и восхищаться, если считать, что всё он делал из любви к своей старухе, и его можно презирать и жалеть за слабоволие, апатию, и холопство. «Старик» как бы малозаметен на фоне «золотой рыбки» и своей всё больше и больше желающей «старухи». У него особая роль, которую я попытался раскрыть в своём исследовании.

— А что же со «старухой»? Как Вы её оцениваете? Обычно все осуждают этот персонаж.

— Со «старухой» тоже не всё однозначно. Здесь уместно обратить внимание на то, что в немецкой сказке братьев Гримм речь идёт о «жене», которая уважительно относится к своему мужу-«рыбаку» и любит его. Она спит с ним в одной кровати, и именно ночью у неё рождаются всё более амбициозные желания. И это продолжается до тех пор, пока «жена» не захотела стать Папой Римским, а затем и самим Богом, т.е. пока не решила изменить свою женскую природу. После этого искушения происходит драматическое возвращение на круги своя…
Пушкин в своей сказке состарил «жену» до «старухи», и тем самым как бы скрыл любовно-половые отношения между своими героями. С помощью такой художественной стерилизации Пушкин сразу выводит нас на более высокий уровень философских размышлений. Об этом лучше читать в самой статье.

— Большое спасибо, Андрей Геннадьевич, за интересный разговор. Надеемся, что теперь многие захотят перечитать и замечательную сказку «О рыбаке и рыбке», и, конечно, познакомиться с её современным толкованием.

— Буду рад, если читатели найдут для себя интересные мысли и жизненные подсказки, и надеюсь, что современная трактовка сказки будет полезна учителям литературы и обществознания для подготовки школьников к итоговым сочинениям и эссе. И вполне возможно, что новая системная трактовка известной сказки заинтересует практических психоаналитиков и психолингвистов.

P.S.

Отзыв на статью профессора А.Г. Мясникова «Современное философское осмысление сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

Источник фото: Из архива А.Г. Мясникова

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи