Неправильные мысли об одном фестивале
Журналист
Журналист
Антон Инюшев

Короткие впечатления о VI фестивале СМИ Пензенской области «А мы из Пензы», проходившем 24 и 25 августа.



Идея проведения фестиваля для пензенских журналистов изначально казалась мне странной. Да, в регионе действительно работает множество СМИ. Но нужен ли им свой фестиваль, достойны ли они его? Сформировалась ли пензенская журналистика как феномен, как некая целостность со своими отличительными признаками? Сомневаюсь.

Подтверждением концептуальной пустоты фестиваля является его название. «А мы из Пензы»: солдат, прославивший эту фразу, начертал ее на стенах покоренного города. А какое достижение стоит за пензенской журналистикой, какой «символический Рейхстаг» взяли пензенские СМИ? Чем они хвастаются, заявляя «А мы из Пензы», о чем пытаются заявить?

— А мы из Пензы!

— И чё?

Основой фестиваля «А мы из Пензы» стали выступления и семинары именитых журналистов из Москвы и Петербурга. В связи с этим, мероприятие, возможно, стоило назвать «А мы НЕ из Пензы».

Корреспондент «Первого канала» Антон Верницкий был, пожалуй, главной звездой фестиваля. Он рассказывал о современном противостоянии интернета и телевидения, а потом еще и отвечал на вопросы из зала.
Когда его спросили: «Как сделать из проходного материала шедевр?», Антон Верницкий долго подбирал слова, чтобы правильно сформулировать мысль. В итоге у него получился примерно такой ответ: нужно сделать так, как другие не сделают, надо подойти к делу немного нелогично.

Совет, кстати говоря, действительно неплох. Вот, скажем, как бы я написал о самом Антоне Верницком, если бы воспользовался его рецептом: «Антон Верницкий —один из опытнейших сотрудников одного из главных телеканалов нашего государства. Однако, если прислушаться к речам журналиста, звучавшим в Пензе, то можно заметить странные привычки и пристрастия Верницкого. Если он упоминал поисковую систему, то это Google, а не Яндекс. Если говорил о своем присутствии в социальных сетях, то это Facebook и Instagram, но не наш православный «Вконтакте». Откуда у корреспондента государственно-патриотического канала такое низкопоклонничество перед Западом? У Антона Верницкого, поди, и дети за границей учатся?»

На самом деле я, конечно же, пишу все это из зависти. После творческой встречи с Антоном Верницким к нему выстроилась целая очередь из желающих сделать совместное фото или получить автограф. За несколько минут столичный корреспондент успел приобнять множество девушек и нескольких юношей. Все-таки уровень популярности регионально пишущего и столичного телевизионного журналистов различается очень серьезно.

Если Антона Верницкого слушали в основном молодые студентки, то на семинар секретаря Союза журналистов Владимира Касютина пришли по большей части люди среднего и старшего возраста, представители районных газет. Касютин рассказывал им, как себя сегодня чувствует журналистика в регионах, как пытается выживать.



Спикер отметил 2 важные тенденции. Первая — редакторы многих районных и муниципальных СМИ впали в уныние, опустили руки, очень пессимистично смотрят на свое будущее. Вторая тенденция — даже те СМИ, которые ранее гордились своей независимостью от государства, в последнее время потянулись за господдержкой.

О чем писать в это тревожное время? Владимир Касютин утверждает: людям интереснее и важнее читать о прошлом (города, места, некой персоны), чем узнавать свежие новости. Еще один совет от секретаря Союза журналистов — местным СМИ стоит двигаться в сторону душевности, в сторону человеческих историй. Новости можно узнать откуда угодно, а по душам с людьми никто не поговорит, кроме местных газет и телеканалов.

Также Владимир Касютин привел несколько примеров того, как газеты других регионов укрепляют свое финансовое благополучие. Некоторые вводят новую должность — коммерческого директора, человека, который занимается только поиском новых партнеров и продвижением СМИ. В одной из газет подобное назначение окупило себя уже через несколько месяцев. Еще один способ экономить деньги — поменять типографию. Иногда это полезно сделать — можно выиграть и в цене, и в качестве.

Владимир Касютин в ходе встречи привел множество разных примеров эффективных действий СМИ в современных условий. Однако, если судить по реакции зала, то выходило, что наши региональные редакторы и сами знали все, о чем говорил спикер, сами давно применяли эти рецепты в работе. У них, видимо, и без Касютина все хорошо.
Приехал, понимаешь ли, эксперт. Мы и сами тут все эксперты.



Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев присутствовал на открытии фестиваля «А мы из Пензы» и даже выступил перед журналистами. А перед тем, как покинуть мероприятие, он сказал одну важную вещь: область может выделить региональному Союзу журналистов здание. Есть дом на ул. Тамбовской. Он требует ремонта, причем дорогого (25-35 млн. руб.), но Иван Белозерцев вроде бы пообещал выделить на это деньги.

Это очень хорошая новость. Хорошая она не потому, конечно, что наш бессмысленный и бесполезный Союз журналистов получит свое здание. Хотя Иван Белозерцев не называл точного адреса, есть очень большая вероятность, что разговор идет о доме №21 по ул. Тамбовской. А это здание — одно из самых красивых в Пензе. Сейчас дом №21 стоит с заколоченными окнами и медленно разрушается. Но, если его отремонтируют и приведут в порядок, будет замечательно. Кому передадут строение —дело десятое. Лишь бы за зданием ухаживали, сохраняли его уникальный облик.

Губернатор говорил о том, что фестиваль «А мы из Пензы-2018» может пройти уже в этом возрожденном доме. Если подобное действительно случится, то, значит, фестиваль пензенских СМИ вовсе не так бесполезен, как я о нем думал.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи