Корона Теле
«Не срослось». Аэропорт Пензы в перманентном ожидании международного статуса
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Портал «Пенза-Онлайн» продолжает публикации в рубрике «Не срослось». Мы рассказываем о проектах, которые в разное время планировалось реализовать в Пензе и области, но, по каким-то причинам, эти проекты так и остались лишь в наших воспоминаниях.



Будут рейсы — будут деньги


Впервые о возможности присвоения пензенскому аэропорту международного статуса заговорили в 2013 году, когда была проведена масштабная реконструкция взлетно-посадочной полосы аэродрома. Напомним, длина полосы увеличилась с 700 до 2800 м., а ее ширина составила 45 м. Таким образом, было заявлено, что наш аэропорт сможет принимать все типы воздушных судов, включая «Боинги».

Еще перед реконструкцией губернатор Василий Бочкарев по личной инициативе повез в аэропорт журналистов, решив на месте рассказать о недалеком, но прекрасном будущем воздушных ворот Пензы. Василий Кузьмич заявил, что международный статус наш аэропорт получит не позднее 2015 года. И это событие позитивно скажется на привлечении иностранных инвестиций в наш регион. Дескать, единственное, что пока сдерживает зарубежных инвесторов, — это отсутствие прямых авиарейсов в Пензу. Будут рейсы — деньги потекут рекой.

Директор аэропорта Юрий Осколков добавил, что слева от старого здания аэровокзала будет построен международный терминал, а количество стоек регистрации возрастет с одной до пяти. Также было сказано, что будет установлена лента приема и выдачи багажа, как во всех нормальных аэропортах. Кроме регулярных рейсов пензенцев вполне могут заинтересовать чартеры в период отпусков. Поэтому не исключено, что летом самолеты из Пензы полетят в египетскую Хургаду и турецкую Анталью (самые популярные на то время направления среди пензенских туристов).

И Василий Бочкарев, и Юрий Осколков намекнули, что международный терминал будет строиться на внебюджетные средства. Желающие вложить деньги в наш аэропорт уже есть. Осталось только выбрать наиболее достойного.

Призрачные инвесторы


Первые достойные не заставили себя долго ждать. 1 июля 2014 года Пензу посетил генеральный директор ОАО «Саратовские авиалинии» Игорь Третьяков. В ходе пресс-конференции он сообщил, что его предприятие будет проектировать и строить в Пензе международный терминал.

— Теперь могу уже точно сказать, что инвестиционный проект о присвоении пензенскому аэропорту международного статуса будет реализован, сказал Игорь Третьяков. — Правительство Пензенской области во главе с губернатором Василием Бочкаревым выступило инициатором проекта. Он будет осуществлен на основе государственно-частного партнерства с четкими задачами каждого из партнеров. При самом хорошем стечении обстоятельств через полгода мы начнем проектирование. В лучшем случае через два года из Пензы отправятся первые международные рейсы. Одного международного терминала для города-полумиллионника, на наш взгляд, будет достаточно.

Правда, от ответа на вопрос журналистов о планируемой сумме вложений в реконструкцию аэропорта Пензы Игорь Третьяков уклонился, заявив, что говорить об этом пока рано. Чуть позже информацию о строительстве международного терминала в Пензе саратовским журналистам подтвердил заместитель Игоря Третьякова Михаил Герасименко. Суммы снова не были названы.

Тем же летом 2014 года Василий Бочкарев летит в Москву, где встречается с главой Росавиации Александром Нерадько. Губернатор пытается убедить федеральные власти и заинтересованные ведомства в необходимости развития международного авиасообщения между Пензенской областью и другими государствами. Доводы те же — инвесторам неудобно с нами работать из-за отсутствия прямых рейсов.

— У нас нет ни скоростной железной дороги, ни прямых авиарейсов, — говорит Бочкарев. — Это затрудняет ведение деловых переговоров. Когда иностранные партнеры слышат, что от Москвы до Пензы нужно добираться 12 часов на поезде, они приходят в ужас!

Александр Нерадько обещает поддержать инициативу пензенского губернатора.
В конце августа 2014 года в СМИ появляется информация, что крупнейшая российская компания ООО «Аэрофьюэлз Групп» намерена инвестировать в развитие инфраструктуры пензенского аэропорта более 0,5 млрд. рублей. Договоренность об этом достигнута в ходе встречи генерального директора компании Владимира Спиридонова с губернатором Василием Бочкаревым.

— Наша компания готова приступить к реализации проекта по реконструкции аэровокзального комплекса в сентябре 2014 года, — заявляет Владимир Спиридонов. — Речь идет о создании нового аэровокзала для внутреннего и международного авиасообщения. На первом этапе объем инвестиций составит около 500 млн. рублей. Срок реализации проекта не превысит 2,5 лет.

 Отметим, что каждый раз, когда пензенцам сообщают о скором присвоении нашему аэропорту международного статуса, приводится основание, почему этого до сих пор не сделано. Якобы существует такое ограничении Росавиации: если в радиусе 500 км. есть действующий международный аэропорт, то добиваться такого же статуса соседнему аэропорту бесполезно. Добавим, что это ограничение в России нарушается повсеместно. На карте нашей необъятной родины можно найти десятки примеров, когда международные аэропорты располагаются друг от друга гораздо ближе, чем на расстоянии в 500 км. А, значит, решающим этот фактор считать никак нельзя.

10 лет в запасе


В 2015 году главный идеолог международного аэропорта — губернатор Василий Бочкарев — уходит в отставку. Все реже звучат призывы о придании пензенскому авиационному узлу высокого статуса. Зато все чаще ведутся разговоры в более конструктивной плоскости — о расширении географии внутренних рейсов, о политике формирования цен на авиабилеты и т.д.
В конце прошлого года в интервью порталу «Пенза-Онлайн» директор аэропорта Пензы Юрий Осколков и вовсе заявил, что становиться международным нашему аэропорту невыгодно.

— Кроме близости к нам двух международных аэропортов (Самара и Саратов), есть еще одна составляющая, которая мешает нам стать международным, — рассказал Юрий Иванович. — Присвоение такого статуса предполагает наличие регулярных рейсов за рубеж. Не чартеров, а именно регулярных рейсов. При всем своем желании, мы пока не «тянем». Некоторые говорят — летайте в Турцию, направление будет востребовано. Вопрос — насколько? Даже если ввести всего один рейс в неделю, он будет интересен пассажирам только летом — в пляжный сезон. А салон самолета мы не заполним даже на 30 процентов. Становиться международным аэропортом нам невыгодно. Это повлечет за собой организацию таможни, границы, отдельного терминала и т.д. То есть огромные экономические затраты. Эффект же будет в лучшем случае нулевым.

Но мы — оптимисты — не теряем надежды. Если благосостояние россиян будет повышаться (в чем мы уверены) — будет расти и актуальность пассажирских авиаперевозок. В прошлом году пензенский аэропорт перевез чуть больше 100 тыс. пассажиров. Думается, что когда эта цифра увеличится раз в пять-семь, можно будет вернуться к теме международного статуса аэропорта. Судя по темпам роста пассажиропотока, лет десять у нас в запасе еще есть.

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи