Насколько Пенза готова к инклюзивному образованию

С приближением окончания текущего учебного года наступает пора задуматься о следующем. Который обещает быть особенным в силу введения в РФ с 1 сентября 2016 года нового образовательного стандарта инклюзивного образования. А насколько мы к этому введению готовы?

И звучали тогда призывы переходить к инклюзивному образованию, чтобы такие дети учились не обособленно, а наравне с другими школьниками.
Но у нас не какая-то «просвещенная Европа», где «особенного» ребенка пытаются поместить в общую среду, и родители «нормальных» детей не возражают.
Не одно десятилетие складывалась система раздельного обучения детей здоровых и с ОВЗ. И до сих пор существуют спецучреждения, либо отдельные классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) в «обычных» школах.
Что греха таить, для многих подобные школы или классы коррекции по-прежнему представляются неким «сборищем дебилов, олигофренов и прочих дефективных». И трудно большинству из этих многих избавиться от подобного стереотипа.
А ведь помимо классов, в которых собраны дети с задержкой психического развития (ЗПР), есть и такие, которые составлены из школьников других категорий ОВЗ – с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речевой патологией.
Центром социальной политики и гендерных исследований проводился специальный опрос. И оказалось, что большинство россиян, как считающих себя здоровыми, так и различного рода инвалидов, полагают, что обучение детей с ОВЗ должно проводиться именно в спецшколах или в классах КРО. В крайнем случае, в рамках дистанционного обучения или посещения учеников на дому.
Многие эксперты полагают, что переход на «инклюзивку» объясняется не столько заботой об образовании детей с ОВЗ, сколько распределением бюджетных средств. И попытки его внедрения в последние годы зачастую оборачиваются механическим закрытием коррекционных школ и классов. Пензенская область в этом плане исключением не является. Хотя на следующий учебный год, поговаривают, существующие объемы должны сохраниться.
Большинство пензенских «обычных» школ, по оценкам ряда специалистов, к введению нового образовательного стандарта на данный момент попросту не готово. И к осени текущего года ситуация коренным образом не изменится. Хотя бы из-за отсутствия в большинстве общеобразовательных учреждений обустроенной среды. Того, что необходимо, скажем, для инвалидов: пандусов, специальных лестниц, подъемников, специализированных туалетов, и т.п. А восполнить этот пробел полностью стоит очень больших денег.
Новые стандарты предусматривают и дополнительные спецсредства с материалами для различных групп детей с ОВЗ. Плюс специально обученные кадры. Которые, по идее, общеобразовательным заведением должны быть предоставлены даже при наличии в классе всего лишь одного ребенка с ОВЗ. К ним относятся психологи, логопеды, дефектологи, сурдопедагоги, тьюторы или ассистенты. Проблематично. Не говоря уж о тифлопедагогах для незрячих, которых в Пензенской области, по оценкам специалистов, практически нет.
По новым правилам решение о том, по какой системе обучаться ребенку с ОВЗ, практически целиком и полностью предоставляется его родителям. И формально даже не совсем благоприятное заключение спецкомиссий не может стать препятствием папам с мамами для отправки своих отпрысков в «обычные» школы. Но тем из них, кто реально заботится о детях, не мешает учесть некоторые нюансы, на которые указывают опытные педагоги.
Увы, но таковы реалии, что зачастую «особенные» дети становятся объектом насмешек или неприязни со стороны «нормальных». Да и большинство родителей последних вряд ли обрадуются вынужденному совместному пребыванию в кабинетах своих детей с «выходцами» из классов КРО, в которых были собраны ребятишки с ЗПР. Что чревато различного рода конфликтами.
Части детей с ОВЗ необходимо большее время на освоение материала. Что, естественно, приведет к определенному нарушению учебного процесса для остальных. И неизвестно, по какому пути в таком случае пойдет учитель, нагрузка на которого при наличии в классе «особенных» детей увеличится. Он может добросовестно составлять специализированный план и тратить больше времени на таких учеников в ущерб остальным. А может попросту «отписываться», основательнее занимаясь при этом с большинством, и предоставляя возможность «особенным» спасать себя самим.
Безусловно, дети с ОВЗ представляют большой человеческий ресурс, и должны являться полноценными членами общества, получая качественное образование. Но подобную интеграцию нужно проводить постепенно, тщательно взвесив все «за» и «против». А не стремиться всенепременно «быть впереди России всей», что нередко было присуще нашей области в последние годы.
К тому же стоит учесть, что чиновники российского Минобрнауки упоминали о том, что процесс реализации новых стандартов образования для детей с ОВЗ будет проходить за счет региональных средств, а федеральные субсидии на него практически не предусмотрены. Готова ли Пенза к этому, большой вопрос.
Источник фото: vdmst.ru