Наружная реклама в Пензе: что положит конец безвкусице на улицах старинного города
Журналист
Журналист
Полина Елистратова

Эксцентричный московский дизайнер Артемий Лебедев не раз возмущался бардаком и безобразием, творящимся на улицах и фасадах Москвы, сетуя на аляповатые безвкусные вывески и ставя в пример европейский бережный подход к городской архитектуре. Результатом этих возмущений стал уникальный проект дизайн-кода города, согласно которому внешний вид столичных улиц должен улучшиться. Интересно, как охарактеризовал бы известный дизайнер внешний вид улиц Пензы, где в сфере наружной рекламы, кажется, полностью отсутствуют такие понятия как стиль и умеренность?



Сколько статей уже было написано о безобразной пензенской наружной рекламе, сколько сказано на радио, показано по телевидению, разнесено в пух и прах в популярных блогах. Но уродовать улицы старинного провинциального города пензенские рекламодатели продолжают вопреки закону о наружной рекламе и прочим мерам ограничения. На этой неделе начальник отдела размещения и контроля наружной рекламы муниципального казенного учреждения «Рекламная служба города Пензы» возглавил очередной рейд по центральной улице города, проинструктировав предпринимателей относительно того, как, в соответствие со всеми требованиями закона о наружной рекламе, должны выглядеть основные виды рекламных конструкций.

С 1-го января 2017-го года за нарушения, связанные с установкой наружной рекламы, администрация сможет накладывать штрафные санкции. Поэтому, как предполагается, до конца года рекламные конструкции в городе будут приведены в состояние близкое к идеальному. Конечно, все жители города надеются, что некоторые одиозные рекламные вывески пропадут вовсе. А также, что администрация отдельно займется особенно уродливыми объектами нашего города: к их числу можно отнести, например, аляповатые павильоны, принадлежащие компаниям, предоставляющим так называемые «быстрые займы».

Интересно, что среди функций МКУ «Рекламная служба города Пензы» имеется следующая: «Взаимодействие с творческими союзами, органами саморегулирования в области рекламы и другими организациями, деятельность которых связана с развитием рекламного дела». Возможно, если бы взаимодействие «Рекламной службы Пензы» с творческими группами города было более отлаженным, Пенза действительно смогла бы довольно быстро преобразиться в лучшую сторону. Положительный пример здесь демонстрирует столица, где благодаря взаимодействию администрации города и известной студии дизайна был разработан дизайн-код города.

ДИЗАЙН-КОД КАК ПАНАЦЕЯ ОТ БЕЗВКУСИЦЫ НА ГОРОДСКИХ УЛИЦАХ

Дизайн-код в европейских городах – это четкие правила, формирующие комфортную, эстетичную и «неагрессивную» городскую среду. Столица нашей страны взяла понятие «дизайн-кода» на вооружение совсем недавно, а вот часть европейских городов применяет этот метод улучшения городской среды на практике уже много веков. Регулирование установки наружной рекламы, ее качества и эстетичности – одна из многочисленных функция дизайн-кода города.

Нормативы, регулирующие наружную информацию, существуют во многих городах. В Берлине, к примеру, как теперь и в исторической части Москвы, вывески должны быть выполнены исключительно из отдельных букв, без подложки. Находиться они должны исключительно между первым и вторым этажом. А цвет, расположение и дизайн рекламных конструкций архитектор должен утвердить уже на стадии проекта здания.

Эксцентричный московский дизайнер Артемий Лебедев не раз в своем блоге возмущался бардаком и безобразием, царящими на московских фасадах. В противовес аляповатым вывескам и другим безвкусным рекламным конструкциям, перекрывающим фасады исторических зданий столицы, Лебедев ставил бережный европейский подход к городской архитектуре. Результатом этого возмущения стало создание дизайн-кода Москвы, благодаря которому внешний вид столицы уже начал меняться в лучшую сторону.

По заказу Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы совместно с Главным архитектурно-планировочным управлением Москомархитектуры в студии дизайна Артемия Лебедева была разработана архитектурно-художественная концепция размещения рекламно-информативных конструкций для одиннадцати центральных улиц города, составлено специальное руководство. Кроме общих рекомендаций по оформлению и установке на фасадах разнообразных рекламных конструкций, в него включены варианты гармоничного размещения вывесок.

Студия Артемия Лебедева составила правила для 300 фасадов в центре Москвы. Проект, выполненный по поручению Сергея Собянина, уже претворяется в жизнь. В своем блоге Артемий Лебедев приводит положительные примеры в изменившемся облике города: фотографии фасадов «до» и «после» внедрения программы дизайн-кода. Студией было обозначено несколько основных проблемных моментов:
1) невнимание к архитектуре (при дизайне вывески не учитываются особенности архитектуры фасада, на котором она будет установлена – вывеска должна вписываться в городскую среду, а не конкурировать с ней);

2) неуместное использование декоративных панелей (фасады исторических зданий нельзя закрывать декоративными панелями). Пожалуй, именно несоблюдение этого правила имеет в нашем городе особенно «разгульный» характер. Очень часто торговые сети, например, реализующие алкогольную продукцию, («Красное и белое», «Бристоль») оформляют свои магазины путем того, что попросту закрывают часть стены сайдингом. Особенно ужасно это выглядит в центре города, где посреди фасада старого дома с лепниной вдруг может появиться непонятный красно-белый кусок, обшитый пластиком или металлом;

3) вывески с подложкой (вывеска без подложки, как правило, меньше портит вид здания, чем вывеска с подложкой. В Европе используются исключительно вывески без подложки, именно поэтому фасады зданий выглядят аккуратно);

4) «бесчеловечный размер» (вывески не должны быть слишком большими и висеть слишком высоко);

5) печать на баннерной ткани (такие вывески попросту нельзя назвать вывесками! Баннерная ткань быстро выцветает, создавая ощущение дешевой базарной палатки. В Пензе подобный дешевый способ оформления фасада используется очень часто);

6) глухие витрины (витрины должны быть открытыми и сообщать о товарах и услугах, заклеенные витрины, по мнению специалистов из дизайн-студии Лебедева, выглядят недружелюбно и создают впечатление заброшенности);

7) многочисленные вывески на ограниченной площади – еще один бич нашего города. То, как в настоящий момент выглядит отрезок улицы Бакунина, расположенный напротив театра – недопустимо. Такое скопление дешевой безвкусной рекламы и визуального шума на изначально очень красивом здании «Гостиного двора» похоже на издевательство над понятиями здравого смысла и вкуса;

8) самостоятельные надстройки (козырьки и другие надстройки редко выглядят красиво, так как не были запланированы архитектором здания);

9) отсутствие ухода (владельцы заведений не следят за чистотой вывесок. Немытые стекла витрин и мусор – все это составляет отрицательный образ магазина или заведения).

Буклет «Правила содержания информационных конструкций в городе Пензе» в электронном виде представляет собой всего две страницы, на которых содержится основная информация по установке вывесок и других рекламных сообщений. Сухие запреты (например, запрет на выносные конструкции) приправлены пятью схемами, демонстрирующими принципы размещения информационных конструкций в нашем городе. Назвать такой буклет полноценным дизайн-кодом города, увы, нельзя. Расширенная презентация выглядит более позитивно. В ней присутствуют фотографии, согласно которым, тот же «Гостиный двор» в скором времени будет выглядеть гораздо приличнее.

Основные запреты коснулись растянутых на фасадах рекламных полотен из баннерной ткани, которых, судя по всему, скоро не станет. А вот огромные безвкусные конструкции на входах в магазины крупных торговых сетей типа «Караван» на фото с правильным примером содержания информационных конструкций присутствуют. Ничего не сказано и о том, что вывески на подложках смотрятся ужасно. Выходит, что в Пензе пока нет своего собственного дизайн-кода, то есть, нет полноценной концепции визуального развития города.

Возможно, в современных условиях, когда реклама стремится захватить чуть ли не все городское пространство, создание дизайн-кода города – это действительно правильный шаг на пути к очищению улиц от уже существующих ужасов рекламы ив сторону формирования красивой и аккуратной городской среды.

Понятие дизайн-кода включает в себя не только работу по регулированию наружной рекламы, но и внимание к состоянию фасадов, качеству и внешнему виду типовой застройки и т.п. Мы уже писали о том, что нашему городу необходима хорошо проработанная концепция развития, в том числе – в плане визуального оформления городской среды. Однако дождемся пока первых положительных изменений.

Источник фото: http://penza-gorod.ru/


Похожие статьи