11° ... 11°, ветер 1 м/с
65.6
72.62
Мне бы в небо, или ешё раз про малую авиацию
Журналист
Журналист
Проблемы развития малой авиации в последнее время стали не на шутку волновать пензенскую общественность.

55.jpg

Только за прошедший год так называемой авиации общего назначения (АОН) было посвящено четыре или пять публикаций на «Пензе-Онлайн». Вот и на прошлой неделе интеллектуальный парк «Академия» очередной свой четверг отвел этой теме, пригласив в качестве гостя «частного пилота», как он сам себя назвал, Андрея Клюева.

Если кто не помнит, руководитель ЗАО «ЮМИРС» Андрей Клюев дал интересное интервью нашему порталу в ноябре прошлого года, заявив, что «мы живем в эпоху, когда применительно к малой авиации становится справедливым утверждение, что это не роскошь, а средство передвижения». Определенно, частных самолетов в Пензе пока сопоставимо меньше, чем личных автомобилей, но, наверное, уже больше, чем, например, «Бентли». И падают они в последнее время практически по штуке в год.

В минувший четверг Андрей Валентинович тоже сделал для интересующихся проблематикой слушателей несколько ценных наблюдений.

«Сейчас малая авиация развита достаточно по сравнению с положением дел в СССР, потому что тогда ее вообще не было, — отметил докладчик. — Сегодня в России в парке частных авиационных судов находится порядка 3 тысяч единиц, а пилотов, я думаю, побольше. В США, для сравнения, зарегистрировано 250 тысяч бортов».

Выяснилось, что у нас в стране все, что ни летает, регламентируется Федеральными авиационными правилами (ФАП). Но, допустим, параплан, несмотря на его вес (до 115 кг), в отличие от квадракоптера весом с галку, регистрировать не надо, но зато надо подавать диспетчеру заявку о планируемых на нем полетах. Вообще в заявке пилота любого летательного средства, подаваемой в электронном виде в диспетчерскую службу, должны быть указаны точки взлета, посадки и полетный маршрут. В течение трех часов заявка должна быть утверждена.

При большом желании пунктом приземления можно указать и аэропорт «Домодедово», но в этом случае стоимость посадки там будет измеряться суммой с большим количеством нулей. На подмосковных же аэродромах взлет-посадка стоит тысячу рублей, суточная стоянка — около трехсот.

Но основные расходы приходятся все же не на посадки и перелеты (в среднем 10 литров бензина на 100 км).

«С точки зрения регламентации функционирование пилота АОН – дело непростое, но реальное, — оптимистично отметил г-н Клюев. — Будет посложнее, чем владеть автомобилем и иметь водительские права, но не проблематично».

Как знать, как знать… Вот, например, что еще нужно сделать, кроме покупки собственно летательного аппарата. Во-первых, пилот должен иметь удостоверение, выдаваемое за двухмесячное обучение и 42-часовой налет. Это удовольствие стоит порядка 200 тысяч рублей. Во-вторых, самолет должен ежегодно проходить техническое освидетельствование. Ближайший к нам сертификационный центр находится в Самаре, и в этом году процедура техосмотра там стоила 45 тысяч рублей. В-третьих, раз в два года пилот обязан проходить переаттестацию летных навыков, и с той же периодичностью демонстрировать свое физическое здоровье на лечебной летной экспертной комиссии.

По словам Андрея Клюева, на сегодняшний день в Пензенской области официально зарегистрировано около десяти частных бортов. Хотя, как отметил докладчик, в среде авиаторов общего назначения бытует термин «партизан», характеризующий пилотов, летающих без удостоверений, без регистрации воздушных судов и без подачи полетных заявок.

В отдельную касту выделяются так называемые «химики», которым Андрей Клюев посвятил целое отделение своего выступления.

«Это бывшие летчики пензенского авиаотряда, имевшего когда-то десятки бортов, но, к сожалению, ликвидированного в начале нулевых годов. Некоторые высококлассные пилоты выбрали для себя стезю опыления сельхозугодий. Там с безопасностью не все хорошо, не далее как месяц назад произошел трагический случай, год назад тоже.

Это рискованный бизнес: полеты осуществляются на перегруженном самолете, на низкой высоте и скорости, плюс жара, ядохимикаты и препятствия в виде ЛЭП. Они, безусловно, зарегистрированы, но, сами понимаете, работа в сельских хозяйствах не всегда дает возможность проводить полеты легально».

Ну, и напоследок — еще несколько тезисов от частного пилота и владельца самолета «Аэропракт» Андрея Клюева, которые оставим без комментариев.

«Сегодня легче летать, чем ездить на автомобиле — ни тебе пробок, ни ГИБДД-шников. Штраф за нарушение, если вы без заявки полетели — 2,5 тысячи рублей».

«Наши самолеты хороши тем, что они не серийные, а штучные».

«Мне стоянка самолета на «досаафовском» аэродроме в Сосновке обходится в 4 тысячи рублей в месяц».

«Новая «Сессна» стоит около 500 тысяч долларов. За миллион рублей можно купить АН-2, но вы никогда не введете его в строй официально».

Однако, совсем недорого. Отныне решено: надо бросать курить и начинать копить на «кукурузник». Не полетаю, так пусть хоть в ангаре постоит.
Источник фото: Фото из личного архива А. Клюева

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи