16° ... 16°, ветер 2 м/с
62.87
70.79
Лицейско-гимназический пафос Пензы
Сергей Зимин
Сергей Зимин

Сейчас идет первая стадия набора детей в первые классы общеобразовательных учреждений. Благо с февраля в соответствии с приказом Минобрнауки РФ проводится прием заявлений от граждан, проживающих на закрепленных к конкретным учреждениям территориях. Но то, что какое-то из них находится «под боком», отнюдь не отметает для родителей будущих первоклашек актуальности вопроса куда их детям пойти учиться.

4f.jpg

На днях в редакцию обратились некоторые из родителей детей, которым ближайшей осенью предстоит поход «первый раз, в первый класс», проживающие в домах, расположенных в непосредственной близости от МАОУ «Многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы». Они выразили опасения в том, что им будет отказано в приеме заявлений. И опасения эти небезосновательные. Причем отказать им могут на вполне законных основаниях.

Истоки данной ситуации берут начало с 90-х годов, когда многим ранее рядовым пензенским школам был присвоен статус гимназий и лицеев с фактически неограниченным правом по набору учащихся. Сюда, в отличие от «обычных» школ, могли принимать кого угодно, и откуда угодно, невзирая на территориальную принадлежность.

В обывательское сознание основательно вбивалась мысль, что в этих учреждениях собраны лучшие педагогические кадры, что качество обучение здесь в разы качественнее, чем в средних школах, как и уровень финансирования. Сюда стремились устроить своих детей многие родители, но, естественно, стать полноправными гимназистами или лицеистами могли далеко не все мальчишки и девчонки. В основном, опять же по обывательскому сознанию, либо чересчур одаренные, либо дети «нужных» людей.

Со временем, однако, на элитарность данного вида учреждений началось наступление. Вылившееся в конечном итоге в новый закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу в сентябре 2013 года. Которым де-юре отменялся особый статус гимназий и лицеев. С этим статусом были связаны повышенные нормативы финансирования. И, по оценкам специалистов, «в связи с совершенствованием механизма финансирования учреждений и переходом на финансирование по результатам работы посредством финансового обеспечения выполнения госзадания» никакого юридического смысла в особом статусе лицеев и гимназий не стало.

После этого дело стало за возможностью муниципальных вливаний. И пару лет гимназии и лицеи Пензы сохраняли свой особый статус, смысла в котором уже не было, за бюджетный счет. Но пришло время, когда начальник городского управления образования Юрий Голодяев сказал: «Город имел возможность доплачивать педагогам, а также содержать дополнительные гимназические дисциплины, теперь эта практика прекращается». Учителей этих учреждений, таким образом, лишили пятнадцатипроцентной «гимназической» бюджетной надбавки.

До сих пор многими принято считать, что качество обучения в гимназиях и лицеях заметно превосходит преподносимое в обычных школах. По оценкам специалистов, где-то оно действительно, весьма высокого уровня. Но при этом, стоит заметить, что от немалого количества родителей выпускников «элитных» учреждений доводилось слышать, что если бы не занятия с репетиторами, их чада могли бы столкнуться с достаточно серьезными проблемами при поступлении в вузы. В последние годы также участились случаи побед над учениками элитных учреждений на всевозможных олимпиадах учащимися из «обычных» школ.

Несколько ранее отмены надбавок педагогам пензенские прикрепленные территории начали «нарезать» практически всем учреждениям города. В том числе и гимназиям с лицеями. Конкретной «привязки» в силу своей особой специфичности избегают лишь три, обслуживающие все микрорайоны города — МБОУ «Центр образования №1 г. Пензы», МБОУ «Гимназия во имя святителя Иннокентия Пензенского г. Пензы» (в простонародии — православная гимназия) и МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования №1 г. Пензы».

В январе нынешнего года начальник Управления образования города Пензы Юрий Голодяев традиционно подписал обновленный приказ «О закреплении микрорайонов за образовательными учреждениями». Как и ранее, кому-то из «элитных» учреждений «нарезали» по минимуму. Весьма умиляет принадлежность улиц ИТР и Лазо, трех домов на улице Ленина и четырех не самых габаритных МКД на улице Комсомольской к лингвистической гимназии №6. И до сих пор любопытно, как же МБОУ «Гимназия №42 г. Пензы» делит будущих первоклассников, проживающих в нескольких домах по улице Кроншатадской, целиком «отписанной» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №52».

Вернемся же к 13-й гимназии. Объем закрепленной за ней территории медленно, но верно, испаряется. Сначала от нее перебросили к 57-й школе два дома по проспекту Строителей - №№ 50, 52. А в нынешнем году в том же направлении следуют еще три дома по улице Ладожской, которые числились за гимназией в текущем еще учебном году — №№ 35, 37, 39. И остаются за «тринадцатой» лишь коттеджи, расположенные за железнодорожной линией на улицах, чье название радуют как слух, так и глаз — Радужная, Малинка, Сиреневая, Хорошая, Ясная...

Чем же так стали неугодны детишки, проживающие в непосредственной близости от гимназии во многих МКД по «эту» сторону железнодорожнной линии? И чем же можно объяснить такую планомерную территориальную разгрузку «тринадцатой» в нагрузку другому учреждению со стороны городского Управления образования? Неужто светлыми воспоминаниями господина Голодяева о своем директорстве в этом славном учреждении?

После первой стадии набора первоклассников в общеобразовательных последует вторая. С 1 июля осуществляется добор учащихся на остающиеся свободными места. Но если они к тому моменту и остаются в самых крутых из заведений, до сих пор причисляемых к элитным, то в первую очередь эти места достанутся детям, проходившим здесь подготовку в школе раннего развития (ШРР). Впрочем и вносимая здесь плата не всегда является гарантией того, что ребенок попадет именно в то учреждение. Потому что в считающихся наиболее престижными из них ШРР посещает, как правильно, значительно большее количество детей, чем предусмотрено планом для набора в первые классы.

Ранее немало кричали о попытке создания уравниловки, «несущей в себе вред сложившейся системе особых школ и угрозу вытеснения «лицейского» уровня образования в частную сферу». Ничего, не вытеснили. Бюджетное финансирование, надо полагать, представляется все же более надежным.

Лицейско-гимназические щеки в Пензе надуваются до сих пор, причем не во всем обоснованно. Из 67 общеобразовательных учреждений списка Управления образования 9 позиционируются в качестве гимназий, еще 5 — как лицеи. Получается почти 21 процент от общего количества. Это не карточная игра в очко, и такая цифра здесь представляется явным перебором. Тем более если учесть наличие еще двух школ с углубленным изучением отдельных предметов, и двух кадетских.

Лицейско-гимназического пафоса городу не надо. Специализированные школы с высоким уровнем обучения, конечно, нужны. Но в разумных пределах, соответствующих реальному положению дел и со стопроцентно укомплектованными педагогическими кадрами высшей квалификации. И не в ущерб работе других общеобразовательных учреждений.

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи