24° ... 24°, ветер 5 м/с
94.09
100.53
Лица четвертой власти. Валентин Мануйлов и его «географические» СМИ
Журналист
Журналист
«Пенза-Онлайн» открывает цикл материалов о коллегах — руководителях и редакторах пензенских СМИ. Идея, скажем честно, изначально пришла в голову не нам. Ее предложил внештатный корреспондент портала. Мы долго думали — насколько этичным будет писать о коллегах — друзьях-товарищах, где-то конкурентах, где-то сподвижниках? Но, в конце концов, решились-таки сообща «нарисовать» несколько портретов. Надеемся, новая рубрика будет интересна и нашим постоянным читателям, и самим лицам четвертой власти, коей являются СМИ.



Начнем мы, пожалуй, с Валентина Мануйлова — издателя и редактора газеты «Улица Московская». Он же — директор Института региональной политики, кандидат философских наук, социолог, политолог. На наш выбор в пользу «УМ» повлиял тот факт, что в этом году у издания сразу два юбилея: в январе Валентину Игоревичу исполнилось 60 лет, с чем мы его и поздравляем (говорят же, лучше поздно, чем никогда), а в апреле свое 15-летие отметит сама газета. Все эти годы газета позиционирует себя как независимое и самодостаточное издание. Выходит она тиражом 2,5 тыс. экземпляров, по пятницам.

Валентин Мануйлов принципиально не печатает телевизионную программу. Говорит, что его целевая аудитория — умные, думающие люди, среди которых чиновники, бизнесмены, представители культуры и искусства, лидеры общественных мнений. А таковым, видимо, телепрограмма не нужна. Как, впрочем, и сам телевизор. Они покупают газету ради слов, которые в ней написаны. Не зря эпиграф, размещенный на первой полосе, гласит: «Сказанное слово исчезает, написанная буква остается» («Vox audita latet, littera scripta manet» — латинский).

«Улица Московская»


Пожалуй, из всех других печатных изданий Пензы «Улицу Московскую» выделяет сугубо собственный, часто весьма критический взгляд на многие вещи. В ней, в том числе, часто высказываются мнения, не разделяющие позиции власти. К тому же, это единственное издание в регионе, внесенное Министерством юстиции РФ в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (имеется в виду АНО «Издательский Дом «Валентин Мануйлов»). Что, отметим, не только не оттолкнуло читателя, но и скорее, наоборот — лишь подогрело интерес к изданию.

Валентину Мануйлову удалось создать поистине уникальный информационный региональный продукт, абсолютно не похожий на другие СМИ. У него своя читательская аудитория, пересекающаяся разве что с «Пензенским Бизнес-журналом» (издает брат Валентина — Евгений), и с порталом «Пенза-Онлайн», да и то пересекающаяся частично.

У Мануйлова-журналиста есть свои собственные источники информации в самых разных ведомствах, включая силовые структуры. Он их, как правило, не раскрывает. Благодаря этому, например, информация о назначении или отставке чиновников высокого ранга в «Улице Московской» иногда появляется раньше, чем об этом скажут официально.

Прогнозы и рейтинги Мануйлова-политолога всегда интересны. Думается, что те 2,5 тыс. человек, которые начинают пятницу с чтения «УМ», с нами согласятся. Тем более что некоторые из почитателей таланта Валентина сами выступают экспертами при составлении этих рейтингов и прогнозов. Пусть частенько и получается откровенный междусобойчик. Ну, а как же без этого? Зато как здорово, если предсказание, опубликованное на страницах «УМ», сбывается! Сразу можно писать продолжение в духе «Улица Московская» предупреждала», «Прогноз Мануйлова оказался верным» и т.д. Конечно, случается, что «выстрелы» газеты оказываются холостыми. То не по тем фигурам стрельба, то вообще не в том направлении. Но тут не докопаешься. Валентин Игоревич ловко пользуется своими источниками. Оперирует такими словами и оборотами, как «возможно», «якобы», «не исключено», «по слухам», «говорят». И даже «по непроверенной информации» у него в текстах встречается.

Порой такое изобилие вводных слов и словосочетаний наталкивает на мысль — а не играет ли с нами Валентин в игру «Веришь — не веришь»? Вот ведь читаешь, и сразу во всем сомневаешься. Какой источник, кто сказал, зачем? Тайна. Но и тут есть свои плюсы. Читателю дается право додумать предложенный сюжет и сделать свои выводы. Где-то соглашаться, где-то — нет, а где-то делить надвое. Напомним, что своим читателем Мануйлов выбрал человека, способного размышлять и рассуждать. А, значит, имеет гражданин издатель право на подобные игры.



«Парк Белинского»


Упомянем еще один уникальный проект Валентина — журнал вольнодумства «Парк Белинского». Его аудитория примерно та же, что и газеты, — провинциальные интеллектуалы в бизнесе, во власти, в культуре. На одной из презентаций журнала Мануйлов говорил, что одна из частных задач издания состоит в развитии горизонтальных связей между различными кучками интеллектуалов во власти, в бизнесе, в культуре, находящихся в разных городах нашей страны. «Парк Белинского» дает им возможность выражать свое мнение, свое знание, а взамен получать иное мнение и знание, а также оценку качества своего интеллектуального труда.

Заявлял Мануйлов и о сверхзадаче, которая стоит перед изданием — стать площадкой, где будет происходить обмен мнениями по теме национальной идеи России. К сожалению, в последнее время журнал стал выходить все реже (а выходит он с 2012 года), и совсем непонятно, насколько же он приблизился к решению сверхзадачи. Тем не менее, появление каждого номера сопровождается презентацией в одном из пензенских ресторанов. Обязательны выступления издателя, авторов и фуршет. Народу приходит много, свободных мест в зале почти никогда не остается. И, кстати, чем реже выходит журнал, тем больше интеллектуалов собирается на его презентацию. Очевидно, что это как-то взаимосвязано.

Что еще добавить? Пожалуй, что Валентин Мануйлов — как и смысл жизни — у каждого свой. Но с уверенностью можно сказать, что Валентин является одним из самых узнаваемых лиц пензенской четвертой власти. Как никто другой он причастен к формированию политической, экономической и культурной повестки на следующую (сразу после пятницы) неделю. По крайней мере, среди интеллектуальной элиты нашего города. А его проекты со специфическими географическими названиями нашли свою нишу и прекрасно в ней прижились.

Похожие статьи