Клали мы на такую плитку


По дорожке к цивилизации
Начался он, впрочем, еще в феврале 2016-го, когда губернатор Белозерцев заявил, что на дворе XXI век, а тротуары даже в центре Пензы по-прежнему асфальтируют, хотя в соседних областных центрах мостят тротуарной плиткой. Приведя несколько сравнений с Саранском, Иван Александрович обратился к руководству города:
«Пензу надо благоустраивать и развивать».
В январе прошлого года губернатор вновь говорил о реконструкции пешеходных зон тротуарной плиткой, а в апреле мэру Виктору Кувайцеву вообще дали поручение создать несколько бригад по укладке плитки в центре города и до 1 мая определиться с проектом, объемом работ и финансированием.
И пожалуйста: 31 марта сайт мэрии сообщил, что в ходе выездного заседания рабочей группы муниципалитета мэр Кувайцев, осмотрев тротуары, распорядился приступить к их ремонту, площадь которого составит почти 50 тысяч кв. метров.
«Для того, чтобы центр города смотрелся гармонично, в едином стиле, нужно улицы Кирова, Максима Горького, Лермонтова, Бакунина, Калинина выполнить в плитке», — подчеркнул мэр.
Отдавая должное инициативе местных администраторов, стоит все же отметить, что вызвана она, скорее всего, была стартовавшими в прошлом году федеральными проектами «Формирование комфортной городской среды» и «Безопасные и качественные дороги». Собственно, указанные в распоряжении мэра объекты пешеходной инфраструктуры и ремонтировались в рамках последней программы. Работы наполовину финансировались из федерального бюджета, а вторую часть расходов делили областная и городская казна.
Цена вопроса
Ориентировочная стоимость работ по благоустройству указанных тротуаров оценивалась в 87 с небольшим миллионов рублей. Впрочем, можно оценить, во сколько бюджету обошелся ремонт только одного участка, проходивший на глазах подавляющего большинства горожан.

В прошлом году мы сообщали, что 24 июля губернатор обратил внимание на разбитые тротуары в районе здания Главпочтамта, и предложил вымостить эту пешеходную часть улицы плиткой. А уже на следующий день городской Департамент ЖКХ заключил договор на ремонт тротуара по улице Кирова от перекрестка ул. Бакунина до пл. Ленина.

Единственным участником тендера на проведение работ стоимостью 6 млн. 100 тысяч 452 рубля стало ООО СК «Камелот». С ним и был заключен муниципальный контракт на эту сумму. А затем еще несколько подобных договоров на ремонт других участков городской инфраструктуры.
Судя по всему, претензий по качеству работ у муниципалов не возникло. Но позже у сторон появились взаимные претензии финансового свойства. 5 марта сего года арбитражный суд Пензенской области удовлетворил иск «Камелота» к Департаменту ЖКХ о взыскании 2 млн. 454 тысяч рублей, недоплаченных подрядчику за ремонт тротуара в районе стадиона «Зенит». А 4 апреля это же казённое учреждение в свою очередь «отжало» у «Камелота» несколько сотен тысяч рублей пени по двум контрактам.
Но суды судами, а реальность такова, что буквально на днях — 31 марта ООО СК «Камелот» выиграло еще один крупный муниципальный тендер на продолжение ремонта пензенских тротуаров в этом году. Цена контракта составила более 37 млн. рублей при первоначальной его стоимости в 46 млн. 829 тысяч.
Плитка не той системы
Но мы совершенно удалились от темы. Горожанам же все равно, сколько потрачено бюджетных денег на плиточную «тротуаризацию». Главное — чтобы работы были выполнены качественно. Об этом неоднократно заявлял и сам мэр: «Качество работ при реализации проекта «Безопасные качественные дороги» является нашей приоритетной задачей». А здесь могут возникнуть вопросы. Причем не к подрядчикам, а скорее, к производителям плитки. Собственно, у некоторых наших читателей вопросы уже возникают.
В сентябре прошлого года пензенским чиновникам представили концепцию благоустройства и реконструкции центральной части Пензы, разработанной московским КБ «Стрелка», ведущими пензенскими архитекторами и группой объединения молодых архитекторов «Вещь!» По замыслу авторов, вот как, в частности, мог бы выглядеть сквер им. Белинского. Это просто сказка.

А вот как выглядела плитка вокруг памятника великому критику два дня тому назад.

И это не единичный пример. Точно так же выглядит, например, покрытие на пешеходной дорожке, разделяющей ограду Центробанка и автостоянку на пл. Ленина, и в некоторых других местах. Когда его клали — в рамках обозначенных выше федеральных программ или годом раньше — не играет существенной роли. Потому что и прошлогодняя, и которую начнут укладывать в нынешнем году, посыплется точно так же, как та, что изображена на фото. В документах подрядчиков она значится как «плитка брусчатка», и сделана из бетона.
Наши читатели — не большие спецы в дорожном строительстве, но задаются, как им кажется, вполне логичным вопросом: если пять лет назад каменной плиткой была вымощена целая пешеходная улица, почему сегодня нельзя сделать то же самое с тротуарами, хотя бы в историческом центре города?