Хочешь ощутить свободу? Летай!

Дед и отец Андрея Токарева были летчиками. Андрей по медицинским показателям в летчики не попал, решив стать врачом. Сейчас он работает в одной из частных пензенских клиник. Тем не менее, небу, которого он так жаждал, нашлось место в его жизни. Увлечением Токарева стал парапланеризм.

Плотный небесный трафик
В начале октября Андрей вернулся из Чегема (Кабардино-Балкарская Республика), куда вместе с товарищами по хобби ездил… летать.
— Чегем — это одно из трех обязательных мест в России, где должен «отметиться» каждый уважающий себя парапланерист, — рассказывает Андрей. — В 17 километрах от знаменитых чегемских водопадов, в ущелье между двумя горами, расположен парадром, где собираются увлеченные небом люди. Сам лагерь представляет собой два административных вагончика и кафе, оно же — конференц-зал. Что интересно, здание имеет всего три стены. Четвертой нет, чтобы не закрывать людям вид на склон, над которым все летают. Такой живой пейзаж, к которому всегда прикованы взгляды.
— А где ночуют любители полетать?
— Ставят палатки и живут в них. Причем многие приезжают на месяц, а то и на два. Я разговаривал с ребятами с Урала, так вот они приехали в Чегем на все лето. За проживание там, конечно, все равно платишь 250 рублей с человека в сутки. Поскольку пользуешься удобствами склона. Там есть душ с горячей водой, туалеты, электричество, которое вырабатывает дизельный генератор, есть газ, на котором можно готовить пищу.
Питание там тоже организовано. В кафе каждый день приезжают местные женщины и готовят местные блюда. Все не очень дорого, но сытно и вкусно.
Народ любит это место. За те две недели, которые я там провел, познакомился с парапланеристами из самых разных уголков России. Была и целая группа из Германии — человек десять. Немцы, кстати, были там самыми шумными постояльцами. Каждый вечер устраивали застолья, пели песни… Веселые, в общем, ребята. Всего на площадке было порядка 20 палаток. Соответственно, днем в небе находилось одновременно 30-40 пилотов. Когда проходят соревнования, в небе парит до ста крыльев сразу. То есть, небесный трафик очень плотный.
.jpg)
— Как же можно в таком количестве летать в одном месте и не сталкиваться?
— Есть особенности пилотирования. Как внизу, на автомобильной дороге, действуют Правила дорожного движения, так наверху — правила расхождения в воздухе, которых мы придерживаемся. Знаков, конечно, в небе нет. Но мы в трехмерном пространстве летаем, так что место для маневра есть: хочешь — выше, хочешь — ниже… Стараемся летать аккуратно.
— Чем особенно хорошо это место?
— Хотя бы тем, что там стабильный ветер. А пилоту большего не нужно. Он все время дует в одном направлении, и формирует динамический восходящий поток как раз над взлетными площадками. Вообще, плюсов там много. Сверху открывается великолепный вид, дух захватывает! Рядом птицы летят — параллельно с тобой. Хочется петь от этого. Хоть у меня нет ни голоса, ни слуха, я иногда в небе пою. Все равно никто не слышит.

— Какие испытываешь ощущения от полета?
— Объяснить сложно. Надо хотя бы раз самому подняться в небо, чтобы понять. Ощущение свободы испытываешь, единства с небом. Втягиваешься в это дело очень сильно. И ждешь потом каждый полетный день, чтобы вновь и вновь насладиться свободой. Как только твои ноги отрываются от земли, становишься другим человеком. А может, даже не человеком. Птицей.
Самый доступный вид авиации
— Парапланеризм — дорогое хобби?
— Для того чтобы летать, нужно иметь комплект оборудования. Он включает в себя параплан, подвесную систему, запасной парашют, шлем, прибор, который называется вариометр. Цены приличные, конечно. Особенно в последнее время. Только само крыло (параплан) стоит от 1200 до 1700 евро. Подвеска — 500-700 евро.
Шлем можно за 5 тысяч рублей купить, вариометр — за 10 тысяч рублей, запасной парашют — за 5-6 тысяч рублей.Это я привел цены на новое оборудование. Можно приобрести бывшее в употреблении снаряжение, что обойдется гораздо дешевле. В интернете на специальных сайтах, форумах, где тусуются парапланеристы, можно найти комплекты достойного качества.
И все равно, если говорить об увлечении авиацией, то параплан — самый доступный ее вид. Парапланеризм относится к сверхлегкой авиации, поэтому мы — пилоты не смотря ни на что! Если все пересчитать в рубли, то даже новый комплект можно приобрести за 150-200 тысяч. Не так уж и много. Я велосипеды видел за 250 тысяч. А тут — целое крыло!
— Как к такому достаточно опасному увлечению относится семья?
— Все летали. Дочь, сын, жена. Причем жена попробовала исключительно для того, чтобы дать мне «добро». Приземлилась, отдохнула, говорит: «Ну ладно, можешь летать!» На дочь особого впечатления полет не произвел. А сын — скупой на оценки. Но после полета увлекся авиамоделизмом. Строит самолеты. Так что династия авиаторов продолжается, хоть и формы становятся все более скромные.

Пилоты выходного дня
— Ты в начале нашей беседы сказал, что Чегем — одно из трех знаковых мест для планеристов. А какие другие два?
— Первое — это гора Юца, местечко в Ставропольском крае под Пятигорском. Там свои прелести. И я там несколько раз уже летал. Второе — Чегем, про который мы с тобой говорили. А третье — Коктебель, гора Климентьева, в народе именуемая Климухой. Там я еще не был, но на следующий год планирую туда доехать. Крым хорош тем, что туда можно поехать всей семьей: родных оставить на пляже, самому полетать немного, а потом вернуться к семье.
— Сколько длится полет по времени?
— В этом году здесь, в Пензенской области, я как-то летел дольше трех часов. Забрался на высоту 2260 метров, залетел в облако. Внутри облака, кстати, мне очень не понравилось: холодно и сыро. Температура внизу была +30. Если учесть, что при подъеме на каждые сто метров температура снижается на одни градус, то наверху, в облаке, было где-то +8. Плюс еще сырость. Я сразу весь промок. В Чегеме самый долгий полет был 1 час 40 минут. Я сильно замерз, поэтому пошел на спуск.
Вообще, не стоит забывать, что полет на параплане — это не только романтика. Это борьба и работа. Борьба с земным притяжением за каждый метр высоты и работа над своим организмом. Усталость после полета, с одной стороны, приятная. Но выматываешься так, как будто не летал, а мешки с цементом разгружал.
— За рубежом есть популярные места, где собираются парапланеристы?
— Некоторые знакомые ездят в Индию, Черногорию. Есть одна наша пензенская дама, которая выбиралась летать в Мексику и Колумбию. Сам я за рубежом пока не летал.
— Друзьям рекомендуешь такое хобби?
— Очень рекомендую. Весь комплект весит около 20 кг. Напоминает большой рюкзак. Кинул в машину, и отправился, куда хочешь. Не надо сразу бежать и покупать оборудование. В Пензе есть клуб, в котором можно бесплатно научиться летать. Первый полет пройдет в тандеме с инструктором. Потом тебя отпустят в небо одного. Понравится — покупай снаряжение, и добро пожаловать в нашу дружную компанию пилотов выходного дня.
Фото из архива Андрея Токарева