24° ... 24°, ветер 5 м/с
94.32
100.28
Как сделать, чтобы газету читали
Журналист
Журналист

Максим Денисов

Проработав семнадцать лет в средствах массовой информации, я испытываю особую любовь к чтению научных статей, посвященных анализу положения дел в оных. Чтение сих научных исследований наполняет меня восторгом от их содержания и ужасом от мысли - а что в других областях (ну, там, в строительстве или металлургии) профессионалы с таким же чувством подобные исследования читают?

Газета

В очередном номере единственного в Пензе рецензируемого научно-информационного журнала «Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе» (№1 (17), 2016) опубликована прелюбопытнейшая статья кандидата экономических наук, доцента кафедры экономической теории и международных отношений ПГУ Иркям Адгамовны Бареевой. Называется она «Особенности управления конкурентоспособностью организации в медиаиндустрии».

Предполагаемый интерес к этому исследованию за пределами России был так велик, что журнал опубликовал его на английском языке (в связи с чем я прошу прощения за возможные проблемы перевода отдельных пассажей). Есть, однако, аннотация на русском. Что же это за исследование, и как автор аргументирует его актуальность.

Цель: «оценить уровень конкурентоспособности АНО «Редакция газеты Наша Пенза» в сравнении с другими организациями печатных СМИ на региональном медиарынке и предложить пути повышения конкурентного положения исследуемой организации». В принципе такие исследования для внутреннего пользования некоторые издания иногда заказывают. Но чтобы такая работа была затем опубликована в научном издании, да на английском языке!!! Тут нужны какие-то резоны.

Бареева их определяет так: «В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим актуальность исследования конкурентоспособности организации очевидна: для того чтобы обеспечивать выживаемость в современных условиях, управленческому персоналу необходимо прежде всего уметь реально оценивать конкурентное положение как своей организации, так и существующих и потенциальных конкурентов, принимать решения по повышению конкурентоспособности, делая акцент на перспективу, т.е. стратегическую составляющую».

Что же предприняла Иркям Адгамовна для раскрытия этой животрепещущей темы? Она сделала сравнительный анализ: «Представлен анализ конкурентного положения АНО «Редакция газеты «Наша Пенза», ООО «Издательство «Наш дом», ОАО «Издательско-полиграфический комплекс «Пензенская правда», ГАУ ПО «Редакция газеты «Сурские просторы».

Хорошо, что я сидел, когда это читал, а то, вероятно, сильно бы ушибся. Сразу же вопрос - «Наш дом» - это «Молодой ленинец» или «Пенза плюс ТВ»? Или и то и другое вместе? Просвещенный читатель может предположить, что, разумеется, «Молодой ленинец» - он может конкурировать с «Нашей Пензой» в качестве информационного еженедельника, а не газета-телепрограмма. Но тогда зачем здесь газета «Сурские просторы», являющаяся классической «районкой»?

Сравнивать издание областного уровня «Молодой ленинец» и издание района области доселе не приходило в голову никому. Ни по каким параметрам. Ни по тиражу, ни по содержанию, ни по источникам финансирования. Думается, Бареевой не стоило останавливаться в разработке своего научного ноу-хау. А нужно было включить в исследование «Российскую газету», «Нью-Йорк Таймс», а также журналы «Иностранная литература» и «Роллинг стоун».

В результате читателя ошарашивают сведениями о том, что объемы продаж «Нашей Пензы» в шесть раз превышают объемы продаж «Сурских просторов». Да кто бы мог подумать! Также приводятся данные по розничной цене, а также сведения по доле на рынке и затратах на рекламу, неизвестно откуда взятые.

Но это ерунда. Понятно, что по таким скудным данным выводов не сделаешь. «Несмотря на глубокие знания о проблеме конкурентоспособности, единый подход к ее количественной оценке до сих пор не нашли», - сетует Бареева. Что же предложила она? Опрос! Кого бы вы думали? Читателей? Как бы ни так! Главных редакторов и их заместителей исследуемых СМИ! Плюс сотрудников областного департамента СМИ (степень осведомленности которых такова, что по сведениям их сайта, в Пензе до сих пор издается региональная вкладка «Московского комсомольца») Которым было предложено оценить издания по предложенным критериям (а также значимость этих критериев) по пятибалльной шкале.

В результате была получена замечательная таблица-сплетня «Что они думают друг о друге», которую мы с удовольствием предлагаем вашему вниманию.

Оценка конкурентоспособности на рынке печатных СМИ в городе Пенза
Index Значение Наша Пенза Наш дом Пензенская правда Сурские просторы
Продажи 4,97 3,95 4,01 4,8 1,9
Доля рынка 4,85 2,95 3,6 4,75 1,8
Расширение продажи ассортимента товаров 4,43 1 2,1 3,65 1
Продажа в регионах 3,60 4,5 4,5 4,5 4,5
Цена продукта 4,64 4,8 3,05 4,55 4,7
Тип распространения 3,58 4,5 4,5 4,65 4,5
Количество сотрудников 1,4 2,4 3,9 3,5 1,7
Средняя зарплата 4,13 2,7 3,75 4,8 2,95
Возраст сотрудников 4,35 3,05 3,55 2,85 2,35
Образованность работников 4,60 4,45 4,55 3,75 3,55
Профессиональный уровень 4,03 4,85 3,35 4,7 1,1
Наличие интернет-сайта 3,85 3,7 4,15 4,45 3,1
Реклама деятельности 4,37 1,65 4,7 3,55 1,1
Маркетинг 4,47 1,55 4,6 4,7 1,5
Продолжительность работы на рынке 2,30 4,6 3,55 3,55 4,8
Местоположение редакции 2,20 4,85 4,7 4,8 4,7
Наличие парковки 2,00 1 2,2 4,2 1
Имидж 4,00 2,55 3,6 3,7 2,5

К каким же выводам на основании этих сногсшибательных данных пришел ученый автор?

Вы не поверите, но об этом доселе никто не догадывался!

«Для повышения конкурентоспособности организации печатных СМИ предлагаем следующие рекомендации: привлечение специалистов по маркетингу; проведение мероприятий, направленных на стимулирование сбыта продукции; увеличение доли рынка за счет привлечения в круг потребителей молодежи (введение молодежных колонок и создание групп и страниц в социальных сетях); проведение рекламной кампании…».

Как повезло «Нашей Пензе»! Теперь в ней знают, что делать! Надо ждать от нее качественного рывка! Хотя… после того, как секрет успеха был разбазарен через научный журнал… Но, будем надеяться, конкуренты из «Сурских просторов» научную прессу не выписывают…

Источник фото:pixabay.com

Похожие статьи