Как мой сын постигал толерантность в международной школе на острове Самуи
Журналист
Журналист
Татьяна Калямина

В начале 2016 года мой сын Никита, на тот момент ученик шестого класса одной из пензенских гимназий, в течение одного триместра обучался в международной школе на острове Самуи в королевстве Таиланд. Опыт оказался удачным, и в новом году мы собираемся его повторить.



Год назад мы приехали на Самуи, и я отправилась устраивать сына в школу. В разговоре с директором, я с удивлением отметила искреннее дружелюбие и простоту в общении. Не было ощущения, что тебе делают великое одолжение — наоборот, видно, что администрация в нас заинтересована.

Я хотела попросить, чтобы сына зачислили в класс на год младше по возрасту, мне казалось, что ему так проще будет адаптироваться, но Эмма (директор) переубедила меня, рассказав, что в школе полно детей, чей английский был гораздо хуже, — и ничего, уже через месяц они вполне сносно изъяснялись с учителями и одноклассниками. К тому же всем новеньким, кто не очень хорошо говорит по-английски, бесплатно назначают индивидуальные занятия.

На уроки — босиком


SCL International School — школа, аккредитованная Кембриджем, поэтому программа и расписание в ней составлены по британскому образцу. Преподаватели в основном носители языка из англоговорящих стран, а ученики приезжают со всего мира. Великобритания, Таиланд, Россия, Франция, Австралия, Голландия, Германия, Корея, Китай, Израиль, Филиппины, Аргентина, Канада — далеко не полный перечень государств, юные граждане которых обучаются в SCL.

Школа работает с 8.30. С этого времени дежурные учителя приветствуют детей и родителей у ворот. В 9.00 объявляется построение, звучит гимн Таиланда и поднимается государственный флаг. После этого дети расходятся по кабинетам и начинаются уроки, которые, с перерывами на завтрак и обед, длятся до 16.00. Из семи часов два приходятся на перемены. Перемена на завтрак — 30 минут, а на обед — полтора часа.

В школе дети ходят в форме — черные брюки, белая рубашка и красный в полоску галстук. Головной убор также обязателен, иначе ребенок, находясь на солнце, рискует получить тепловой удар. А вот обувь при входе в помещение нужно по тайской традиции снимать, так что на уроки дети идут босиком.

Клейкий рис, вареные шкурки


Так как школа, хотя и международная, но все же тайская, блюда тайской кухни дают практически каждый день. Бывают и чисто «европейские» дни. Но всегда есть выбор из нескольких блюд. Свежие овощи и фрукты дети берут со шведского стола столько, сколько захотят. Никита к смене рациона привык быстро и практически безболезненно.

Больше всего ему, как и всем европейским детям, нравились дни, когда давали картошку фри и наггетсы или жареную рыбу с клейким рисом. Из тайской еды Никита оценил салат из папайи, к традиционным карри ребенок остался равнодушен, а вареные куриные шкурки пробовать отказался наотрез — «не представляю, как это можно есть» — и радовался, что не дают жареных сверчков и личинок.

Если родители считают, что школьной еды их ребенку недостаточно, можно дать с собой орехи или фрукты. Сладости, чипсы, газировка и напитки, содержащие сахар, в школе под запретом — детям прививаются принципы здорового питания.


Чему же тут учат?


В первую неделю Никита понимал лишь отдельные слова и даже не всегда мог сообразить, на каком уроке находится. Тем более, среди них было много ни нам, ни ему не знакомых: технология еды, загадочный урок личного, социального, медицинского и религиозного образования, садоводство и огородничество, жизненные навыки, подконтрольное чтение, тайский и китайский языки. Привычные нам география и история объединились в единый предмет «Гуманитарные науки» (Humanities), а на уроке естественных наук (Science) дети изучали химию, физику и биологию, всего понемногу.

Учиться в этой школе, конечно, проще, чем в российской: оценок не ставят, зубрежка практически отсутствует, домашние задания дают редко. На математике Никитины ровесники проходили примерно то же, что у нас проходят в начальной школе, и он там откровенно скучал. На истории им рассказывали про Цезаря (в России это проходят в пятом классе). Но я заметила, что подача материала существенно отличается. Нет никаких диктантов по датам, пересказов у доски. Вместо этого Никита приносил домой большие распечатки: очень подробная схема дома древнего римлянина, план расстановки сил на поле боя. Даже нам с мужем интересно было их изучать. А в конце семестра они ставили историческую пьесу.

На уроке Science дети занимались разными вещами — то мастерили какой-то фонарь, то ставили химические опыты, а однажды им задали на дом проанализировать рекламные ролики, использующие статистические данные, чтобы понять, как эти данные собирались и обрабатывались, и можно ли в итоге доверять слоганам вроде «на 50% меньше перхоти».

По сравнению с российскими школами в программе SCL сделан упор на прикладные знания, межпредметную связь, социализацию. Здесь не стараются впихнуть в голову ребенка максимум знаний. Привить интерес к учебе гораздо важнее. Именно поэтому условный интеграл здесь не проходят, зато учатся планировать бюджет и осваивают принципы здорового питания. Это в жизни пригодится каждому. Хочешь учить интегралы — добро пожаловать в университет.

Многие знакомые спрашивали меня, как следить за успеваемостью, если нет оценок? Время от времени учителя составляют таблицы-отчеты, в которых детально расписывается, как ребенок усваивает материал. Два раза в год каждый учитель назначает индивидуальную встречу родителям, где подробно рассказывает об успехах ребенка. Плюс тесты и экзамены. Оценки и вовсе не нужны, как мне кажется.

Волшебное слово detention


По-другому в SCL подходят и к дисциплине. Во-первых, учителя крайне редко повышают голос. Во-вторых, в случае каких-либо проблем с поведением родителям не звонят, в школу не вызывают, а справляются своими силами, и это мне понравилось больше всего. Родителей вообще ничем не напрягают: ни подготовкой к ярмаркам и спектаклям, ни покупкой подарков и рисованием стенгазет, все делают дети и учителя. Так что сдал ребенка в школу — и живи спокойно.

Не выполнить домашнее задание в SCL невозможно. Если ребенок не захотел делать его дома, то будет делать под присмотром учителя во время большой перемены, пока другие играют, отдыхают и общаются. Это называется detention. За все время, что Никита учился в школе, ему нужно было пропустить всего лишь три большие перемены в Таиланде, чтобы понять: не делать домашние задания в срок крайне невыгодно. Тут и мы осознали, какая прекрасная вещь этот detention. Намного эффективнее двойки.

В России многие родители жалуются, что в школе на переменах дети перестали общаться и двигаться, вместо этого сидят по углам, уткнувшись в экран телефона, «мочат» каких-нибудь монстров или читают дурацкие паблики. А всего-то стоит уставом школы запретить телефоны, как сделали в SCL, где дети на большой перемене играют в футбол, догонялки, прятки и другие подвижные игры, общаются. Про телефоны никто и не вспоминает.

В SCL совершенно уникальная атмосфера. Здесь нет места политике и национальной вражде. Взрослые в телевизоре могут сколько угодно рассказывать про санкции и внешние угрозы, а дети в SCL дружат, с кем хотят, невзирая на цвет кожи, религию и культурные различия.

В SCL учат толерантному отношению к окружающим во всем их многообразии, жестко пресекают любые проявления насилия, негативные комментарии о внешних особенностях человека — будь то лишний вес, косоглазие или странная прическа. Здесь никто не смеется над геями и трансгендерами. Все имеют право на самоопределение. Впрочем, с другим отношением к жизни в Таиланде жить тяжеловато.

В целом дети более дружелюбные и открытые, чем у нас. Никита недавно привел пример: «В России, если придешь в школу с новой стрижкой, все заметят, но никто ничего не скажет. А там обязательно — о, да у тебя новая стрижка, чувак, тебе идет!»

Из этих мелочей, из привычки быть милыми и добрыми к окружающим, и складывается такая атмосфера. По-моему, этому научиться гораздо важнее, чем говорить по-английски.

Фото из архива Татьяны Каляминой


Похожие статьи