Фельдшерско-акушерский пункт как препятствие на пути к знаниям
Сергей Зимин
Сергей Зимин
Может ли каким-нибудь образом факт наличия или отсутствия в каким-либо сельском поселении Пензенской области фельдшерско-акушерского пункта (ФАП), а также режим его работы, сказаться на процессе получения детьми школьного образования? А на безопасности их перевозок? Как выясняется, да. Запросто и элементарно.



В конце апреля состоялось заседание комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при правительстве Пензенской области. В преддверии сезона отпусков группа господ и товарищей, наделенных различной степенью ответственности, обсуждала профилактику дорожно-транспортных происшествий на территории региона. Среди различных рассматриваемых на заседании вопросов были обозначены и некоторые особенности организации работы автобусов, перевозящих школьников из различных населенных пунктов до места учебы и обратно.

Стоит заметить, что местные СМИ неоднократно информировали население о том, как пополняется парк школьных автобусов, как перевозившие учащихся старые машины, которые уже отслужили свое, заменяют новыми, оборудованные всякими «наворотами», отвечающими последним самым жестким требованиям. На этом фоне, правда, диссонансом звучали сообщения различных информагентств или газет о выявляемых при их эксплуатации нарушениях.

Согласно этим сообщениям, органы прокуратуры, «шерстящие» сотни образовательных организаций, в которых группы детей перевозятся школьными автобусами, выявляли практически аналогичное количество нарушений. Среди них отсутствие в этих средствах передвижения тахографов, а также аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Плюс обнаруженные факты превышения максимальной массы автобусов, предназначенных для перевозки детей, просроченные в ряде случаев диагностические карты на транспортные средства. Ну и прочие подобные неприятности, в свете которых отсутствие надписи «Дети» или окрас автобуса в белый колер вместо полагающегося желтого выглядят как мелочные придирки со стороны проверяющих.

Просачивались в СМИ и сведения о перевозке детей без проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей. На этот аспект и хотелось бы обратить внимание. На упомянутом заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при региональном правительстве этому вопросу было уделено особое внимание. И эта проблема обозначила, вернее, напомнила, о другой.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей по-прежнему является остростоящим вопросом для районов. Ранее говорилось, что не проводятся они по причине отсутствия договора с медицинскими учреждениями. Но основной корень зла следует искать, видимо, не только в этом.

Первый заместитель министра образования Пензенской области Лилия Чащина, входящая в состав комиссии, заметила, что существует проблема в связи с тем, что во многих сельских поселениях ФАПы закрываются. «В 8 утра водитель уже должен погрузить детей в автобус, начать перевозку, и к 8 утра ехать куда-то в районный центр и проходить медосвидетельствование у него порой не получается», — цитируют СМИ Лилию Валерьевну.

Стоит оговориться, что в последние пару лет о ликвидации фельшерско-акушерских пунктов как таковых у нас не говорят. Наоборот, население региона регулярно оповещается об отремонтированных и оснащенных старых ФАПах, либо об открывающихся новых. Другой вопрос, зачем надо было рушить ранее достаточно отлаженную в регионе систему работы ФАПов. Помнится, что за пять лет стыке нулевых — десятых годов нынешнего столетия в области было закрыто свыше ста пунктов. Работа по их восстановлению ведется сейчас не так лихо, а куриными шагами — как правило, по три, четыре, может чуть больше, ФАПов в год. И нередко доводится слышать разговоры об их недостаточном обеспечении кадрами.

О необходимости сохранения ФАПов в небольших поселениях говорилось на областной межведомственной комиссии по демографии 5 мая. Уповают здесь чиновники, на государственно-частное партнерство. То есть, опять речь идет о дополнительной социальной нагрузке на бизнес. В пример приводятся некоторые пункты Башмаковского и Бековского районов, где все имущество передано муниципалитету, который договаривается с бизнесом, находя источник финансирования содержания этих объектов. Таким образом выходит, что власть опять пытается свалить кому-то хотя бы часть своей социальной ответственности.

Вернемся непосредственно к водительским медосмотрам. Формально получается так, что при отсутствии удостоверяющих об их прохождении бумажках какой-либо излишне бдительный и исполнительный «гаишник» может запретить перевозку детей. Вот вам и препятствие на получении сельскими мальчишками и девчонками школьных знаний.

Однако даже наличие в каком-либо поселении фельдшерско-акушерского пункта не является гарантией того, что водитель школьного автобуса может пройти в нем необходимый осмотр. Потому что в прошлом году вступил в силу документ, регламентирующий организацию деятельности ФАП и фельдшерского здравпункта в организациях, подведомственных министерству здравоохранения Пензенской области. В соответствии с положением, для них был установлен шестидневный режим работы с 8 часов до 14-30 с перерывом на обед с 12-00 до 12-30.

В этом ракурсе трудно не согласиться с первым замминистра образования региона. Когда же несчастным водителям школьных автобусов проходить предрейсовый и послерейсовый осмотры? Ведь велик риск не успеть довести детей к началу уроков, и также пройти осмотр после окончания занятий и доставки детей до родных поселений.

А так ли уж сложно решить вопрос о непременном прохождении водителями медосмотров, коль они так остро необходимы? Требуется лишь или слегка видоизменить режим работы фельшерско-акушерских пунктов, либо решить вопрос с дежурством кого-либо из медработников во время, не предусмотренное действующим графиком. Надо полагать, что представителям образовательного и здравоохранительного ведомств не так уж тяжело прийти к консенсусу. Было бы реальное желание.
Источник фото: http://ruwest.ru

Похожие статьи