16° ... 16°, ветер 3 м/с
94.09
100.53
Доступная среда — для инвалидов или «для галочки»?
Журналист
Журналист
Антон Инюшев

А мы продолжаем тему, вызвавшую столь большой отклик в соцсетях.



В последние годы в Пензенской области часто говорится о необходимости организовывать городскую среду таким образом, чтобы она становилась доступной для инвалидов и других маломобильных категорий граждан. Но практическая реализация этой идеи порой вызывает множество вопросов.

В конце августа 2017 г. в подземном переходе между пензенским автовокзалом и железнодорожным вокзалом «Пенза-I» был установлен подъемник для инвалидов. Точнее — два подъемника, по одному у каждого выхода. Эти аппараты фирмы «Vimec» закреплены на специальных конструкциях, похожих на перила.

Компания «Vimec» — итальянская; во всяком случае, ее главный офис находится в Италии. Имеются ли в природе российские аналоги этих подъемников, и, если имеются, почему для Пензы был выбран продукт зарубежной марки — это интересный вопрос. Но мы оставим его до следующего раза.

Пока же можно констатировать, что пензенский железнодорожный вокзал «Пенза-I» сделал еще один шаг на пути к обеспечению на своей территории доступного для инвалидов пространства. Причем этот шаг получился достаточно уверенным и по-хорошему неожиданным: в других российских городах, даже в столичных Москве и Петербурге, подобные подъемники — редкость.

В принципе, это, конечно же, не первый аппарат, установленный в Пензе для удобства инвалидов. В качестве примера здесь можно рассмотреть подъемник на одном из старейших торговых центров города — «Доме торговли», что на ул. Циолковского. Там похожий агрегат установили еще много лет назад. У него была своя специфика: он поднимался не вдоль лестницы, а вертикально вверх, к торговым помещениям на втором этаже здания.



Пользовался ли механизм, установленный на «Доме торговли», популярностью у инвалидов-колясочников, сказать сложно. За все годы его существования увидеть аппарат в действии не довелось ни разу. Хорошим доказательством слабой востребованности этого подъемника является то, что через несколько лет после установки его тихо демонтировали. Остались только конструкции, ограждавшие когда-то подъемную платформу, а рядом надпись «Устройство для подъема инвалидов-колясочников. Для того, чтобы им воспользоваться, позвоните по тел.: (и далее — номер телефона)».

Судя по доступной информации, табличка с подобной надписью должна была появиться и в подземном переходе, рядом с установленным агрегатом. Не будем заострять внимание на вопросе: «А что, если у колясочника не будет с собой телефона?».
 
Обратим внимание на другой, более важный факт, — никакой надписи с номером телефона в подземном переходе так и не появилось. А ведь с момента установки подъемника прошло уже 3 месяца.

А сейчас представьте себя на месте инвалида-колясочника. Вы подъезжаете к подземному переходу, чтобы, скажем, добраться с железнодорожного вокзала на автовокзал. Вы видите новый подъемник. Какими будут ваши дальнейшие действия?

1. Можно попробовать самому привести подъемник в «боевое положение», запустить его и таким образом спуститься в подземный переход. Вариант, мягко говоря, не очень уютный — оборудование-то чужое. Пользоваться чужими вещами без спросу нехорошо. Да и удобно ли будет инвалиду самостоятельно раскладывать этот механизм, подниматься на него, потом слезать с него и возвращать подъемник в исходное положение?

2. Хорошим вариантом был бы звонок специально обученному человеку, который быстро бы подошел к подземному переходу и помог инвалиду воспользоваться подъемником. Но, как уже было сказано, номер телефона, на который нужно в данном случае звонить, отчего-то нигде не указан — ни на самом аппарате, ни на стенах рядом.

(Зато на подъемник кто-то уже успел прилепить объявление «помощь наркозависимым». Наверное, скоро туда начнут вешать предвыборные плакаты и объявления «сдаю квартиру». А что — аппарат все равно простаивает.)

3. Если бы рядом постоянно дежурил специалист, разбирающийся в работе подъемника, его можно было бы попросить о помощи. Но, понятное дело, у подземного перехода таких специалистов обнаружено не было.

4. Наиболее перспективным, хотя и не очень удобным, кажется вариант: «Заехать в здание вокзала и попросить кого-нибудь из сотрудников помочь разобраться с подъемником». Но и в этом случаев возникнут определенные трудности. Дело в том, что даже сейчас, спустя 3 месяца после установки, аппарат частично покрыт упаковочными материалами. Вероятно — для лучшей сохранности.

То есть, специалисту, обученному работе с подъемником, придется снимать всю эту упаковочную шелуху перед запуском аппарата. А второй подъемник, отметим, вообще покрыт чехлом. С ним тоже придется некоторое время повозиться.

5. Учитывая все вышесказанное, инвалид-колясочник с большой долей вероятности плюнет на этот подозрительный подъемник и попросит кого-нибудь из окружающих граждан помочь ему спуститься «на руках». Или же спустится в переход своими силами, как бы это ни было проблематично.

Возникает сразу несколько вопросов. Если подъемник находится в рабочем состоянии, почему для него не сделали «рабочий интерфейс»: кнопку для вызова специалиста, или табличку с номером телефона, или хоть что-то, объясняющее предназначение аппарата (а то пока приходится только догадываться, что это именно подъемник, а не элемент декора)?

А если он не работает, то почему за 3 месяца аппарат не ввели в строй? В Министерстве труда, социальной защиты и демографии Пензенской области ситуацию с подъемниками никак не прокомментировали, объяснив, что за подобные объекты по закону отвечает собственник.



А от начальника вокзала «Пенза-I» оказалось проблематично получить даже такой «переадресовывающий» комментарий. В его приемной почему-то не отвечали на телефонные звонки, а во время личных визитов на вокзал начальника никогда не было на месте. В разные дни, в разное время результат был одинаковым — кабинет закрыт, начальство отсутствует. На четвертый, кажется, раз автору данной статьи надоело «целовать дверную ручку», и он прекратил попытки связаться с руководством «Пензы-I». Возможно, комментарии начальника вокзала удастся получить позднее.

Пока же ситуация выглядит достаточно неприятно. Слишком многое указывает на то, что подъемник в подземном переходе установили не для инвалидов, а для проверяющих. Факт появления аппаратов «Vimec» очень хорошо будет смотреться в отчетах: «На подъемники истрачено столько-то тысяч рублей, доступность среды неуклонно растет». А смогут ли колясочники в реальности, а не на бумаге, воспользоваться этими аппаратами — это уже другой вопрос.

Возможно, люди, ответственные за подъемники, руководствуются самыми благими намерениями — стремятся сберечь дорогостоящую технику. А лучший способ сохранить сложный агрегат в целости и сохранности - не внимать его из упаковки. И инвалидов на нем возить пореже, а то вдруг сломают. Кроме шуток — это вполне типичный для начальников образ мысли.

Есть опасения, что подъемники в подземном переходе может постигнуть участь их предшественника у «Дома торговли» — демонтаж: через пару лет их уберут, так толком и не использовав. Формализм и неумение доводить дело до конца могут погубить даже самые лучшие начинания.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи