«Дай Бог выжить» и «жить по-своему»:  современный гуманитарный ребус
Журналист
Журналист
профессор Андрей Мясников

В конце марта в Пензенском госуниверситете прошла Международная научная конференция по теме «Актуальные проблемы исследования массового сознания». С пленарным докладом на конференции выступил д.ф.н., профессор ПГУ Андрей Геннадьевич Мясников. Специально для «Пенза-онлайн» профессор Мясников подготовил научно-популярный вариант своего доклада.



Как утверждают современные социологи, россияне всё чаще задаются вопросом «В каком обществе мы живем?». Этот вопрос не случаен, так как почти все общества 21 века быстро усложняются за счёт ускоренного роста степеней свободы. Рост степеней свободы зависит и от внешне-материальных факторов — прежде всего, научно-технического прогресса в виде комфортных условий жизни, труда, новых способов коммуникации, и от внутренних факторов — растущей индивидуализации сознания и поведения. Это особенно проявляется у новых поколений, родившихся в эпоху массового интернета.

Вопрос «В каком обществе мы живем?» требует социально-философской рефлексии для того, чтобы разобраться в происходящем и успешно адаптироваться в меняющемся мире, т.е. в итоге, чтобы жить лучше. Эта разумная цель человеческого бытия требует от нас познавательных усилий.

Я предлагаю рассмотреть нынешнее постсоветское общество как переходную форму от традиционного «общества выживания» (где главное — выжить) к демократическому «обществу самовыражения» (где главное — реализовать свои способности). В современной социологии и практической философии под «обществом выживания» понимается общество, которое способно производить минимум материальных благ, необходимых для физиологического выживания своих членов, в котором права и свободы личности второстепенны, и в котором господствует принудительный (казарменный) коллективизм. Обычно — это бедные, аграрные общества с низкой производительностью труда, с характерным культом еды, так как каждое поколение переживает голод и очень опасается голодной смерти.

В «обществе выживания»


В «обществе выживания» преобладают принудительные коллективистские ценности и нормы, во многом обусловленные суровыми природно-климатическими условиями или постоянной борьбой с агрессивными соседями. Как показывают обществоведческие исследования, в том числе и мои собственные, в большинстве таких обществ могут быть выявлены 3 уровня «Матрицы традиционного сознания», представляющие собой строгую иерархическую структуру.

Схема уровней Матрицы традиционного сознания:


1. Религиозно-метафизический уровень

2. Властно-политический уровень

3. Социально-родовой уровень

Эти уровни вертикально подчинены друг другу: от первого — высшего, к среднему, а затем к низшему. Первый уровень представляет собой совокупность высших, религиозно-метафизических смыслов. На этом высшем уровне определено жизненное назначение человека и всего общества, а также выражено основное отношение к жизни. В «обществе выживания» таким отношением будет зависимость жизни от неких высших сил, высшей воли или судьбы, т.е. состояние несвободы. Эта установка позволяет человеку спокойно принимать любые жизненные невзгоды, материальные лишения и надеяться на справедливое воздаяние в ином мире, ведь на всё воля свыше.

«Мы не свободны, потому что всегда от чего-то зависим» — это первый и главный мировоззренческий принцип «общества выживания», который будет определять все нижестоящие, подчинённые ему принципы.

На втором уровне Матрицы традиционного сознания — властно-политическом — мы обнаруживаем принцип «Цель оправдывает средства», который точно выражает общую задачу этого общества — выжить при любых условиях, любыми доступными средствами. Поэтому вся властно-политическая организация такого общества будет подчинена этому технико-прагматическому принципу. С учётом того, что жизненные блага ограничены, то обычно используются механизмы властной мобилизации и централизации всех материальных ресурсов общества для их последующего перераспределения.

Этот принцип соответствует экстремальным условиям выживания конкретного индивида и всего общества, и является наиболее подходящим для военного времени. Из него прямо вытекают такие известные установки: «Победа любой ценой!», «Лес рубят — щепки летят», «Война всё спишет» и др. Этот принцип позволяет легко разделять людей на «своих» и «чужих», на полезных и бесполезных для «общего дела», а также позволяет спокойно приводить в исполнение смертные приговоры так называемым «врагам народа».

На третьем — социально-родовом уровне Матрицы основным принципом будет «Общее важнее личного». Для любого традиционного социума характерно принудительное подчинение всех его членов решению общих задач, поэтому жизнь конкретного человека принадлежит не ему самому, а его роду-народу, господину, государству, партии или иной общности, любого человека могут использовать как средство для достижения общих, «высших» целей.

Продолжение следует...


Источник фото: http://eaim.ru/

Похожие статьи