«Дай Бог выжить» и «жить по-своему: к «обществу самовыражения»

Мы публикуем продолжение работы пензенского профессора, посвященной вопросам состояния и развития современного общества.

К «обществу самовыражения»
Во второй половине ХХ века человечество начало переход от ценностей выживания к ценностям самовыражения. Эти ценности предполагают всё большую индивидуализацию человеческих взглядов и убеждений, верований и личных предпочтений. Для «общества самовыражения» характерна материально-экономическая основа в виде высокотехнологичной и конкурентной экономики знаний, которая позволяет устранить для всего общества угрозы голода и материальных лишений. Удовлетворение этих необходимых биологических потребностей позволяет ориентировать членов общества на личностное саморазвитие.
Первым и главным мировоззренческим принципом «общества самовыражения» является убеждение, что «Человек всегда может быть свободен» (Ж.-П. Сартр). Эта мысль имеет не только рациональное обоснование в способности разумного существа каждый раз делать свой выбор, но и в религиозных вероучениях, например, в христианском учении признаётся богоподобие человека, т.е. его изначальная свобода в выборе добра или зла. Этот принцип ориентирует членов современного «общества самовыражения» на свободную самореализацию и собственный выбор жизненной траектории. Таким образом, принцип свободы будет определять 2-ой и 3-й уровни сознания.
На втором уровне — властно-политическом — вместо доминирования целей над средствами, приоритет отдаётся именно средствам, которые будут определять конкретные результаты человеческой деятельности. Поэтому основным принципом второго уровня будет следующий: «Средства делают результат». Этот принцип противостоит любому произволу и насилию над человеческой личностью (Дж. Дьюи). Он позволяет ясно понять смысл известного высказывания В. Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда…».
На социально-родовом уровне также происходит смещение ценностного приоритета. Исходным, первичным признаётся личный, частный интерес человека, его собственный свободный выбор. Отсюда вытекает и новый принцип — «Личный интерес первичен и неразрывно связан с общим благом». Этот принцип утверждает, что человеку естественно стремиться сначала к своему личному благу, а потом уже к общему, при этом достижение личного блага будет неразрывно связано с общим благом. Ведь очевидно, что реализация своих личных намерений всегда будет связана с интересами и правами других людей и общества в целом.
После краткого описания основных принципов разных обществ, мы перейдём к возможности их сосуществования или к современному «гуманитарному ребусу».
«Гуманитарный ребус»
В современном переходном российском обществе мы можем найти представителей и первой системы ценностей (выживания), и второй системы (самовыражения). Как отмечают социологи, явное преимущество на стороне первых (около 65%), и между носителями разных систем ценностей неизбежно возникают противоречия и конфликты. Развитие современных обществ ведёт к индивидуализации мышления и образов жизни, а следствием этого процесса будут ценностные и смысловые противоречия между разными субъектами. Каждый самостоятельный, автономный субъект будет отстаивать своё личное понимание, своё убеждение, свою правду и свободу выбора.
Наше общество сталкивается с «гуманитарным ребусом»: как согласовать между собой разные ценностные принципы и жизненные установки? Если не решать этот «ребус», то в итоге он может обострить гражданские конфликты и привести к непредсказуемым последствиям.
Современная практическая философия находит два варианта решения этого «ребуса». Первый — традиционный — который предполагает принудительное единоверие, единомыслие и обязательные для всех ценности. По такому пути шла советская власть, принудительно создавая новую социальную общность — советский народ с помощью единых коммунистических идеалов. Такой путь является наиболее простым и удобным для массы несамостоятельных людей. Но такой вариант в России оказался исторически не жизнеспособным.
Второй вариант решения нашего «ребуса» является более сложным – это демократическое, свободное согласование разнообразных человеческих убеждений на основе всеобщих прав и свобод. Этот вариант, по сути, заложен в действующей Конституции РФ, и российское общество постепенно доходит до его осознания и реализации. Этот правовой путь предполагает, что ценностная сфера убеждений и верований должна смещаться из публичной сферы в личную, частную сферу жизни, чтобы не провоцировать конфликты и столкновения с носителями других ценностей и верований. Например, религиозные и моральные убеждения сограждан не должны «выпячиваться» в публичных пространствах.
Правовой путь согласования разных убеждений предполагает, во-первых, предупреждение конфликтных ситуаций, а, во-вторых, решение возникающих противоречий мирными, дискуссионными способами, включая судебные разбирательства.
При этом ведущую роль в решении мировоззренческих конфликтов должно играть научное сообщество, создавая образцы решения возможных конфликтов, способы их преодоления. В основе этих образцов должно лежать признание равной достойности оппонентов, уважение личности и общая нацеленность на отыскание истины (всеобщего и необходимого знания) или общего блага, которое будет выгодно всем сторонам конфликтной ситуации.
Для этого нужно признать понятие всеобщего человеческого разума, способного к познанию общих законов и правил (И. Кант). Без этой научно-философской предпосылки невозможно достойное и уважительное общение между носителями разных ценностей, убеждений и верований, а тем более не возможно совместное отыскание истины и достижение общего блага.
Подводя итог решению нашего «ребуса», можно вспомнить слова президента В.В. Путина, сказанные на краснодарском форуме в сентябре 2012 года: «Есть нечто такое, что нас объединяет: мы хотим жить, хотим жить хорошо и хотим, чтобы дети наши жили хорошо в будущем…». Остаётся только определиться с тем, что такое хорошая жизнь.
Не зря говорили известные персонажи Леонида Гайдая:

Источник фото: http://budushchee.su, https://www.youtube.com/кадр из фильма