Что скрывает наличие ТОП-школ в Пензе
Перечень 500 лучших школ России, продемонстрировавших в предыдущем учебном году высокие образовательные результаты, подготовил Московский центр непрерывного математического образования, информационную поддержку которому оказали «Социальный навигатор», МИА «Россия сегодня» и «Учительская газета» при содействии Минобрнауки РФ. Критериями, на основе которых формируются рейтинги ТОП-500, являются результаты основного государственного экзамена и Всероссийской олимпиады школьников. Так вот, в число пятисот лучших российских школ по итогам прошлого учебного года вошли пензенские гимназии №№ 6 и 44.
Кроме того, был определен ТОП школ, обеспечивающих высокий уровень подготовки в профильных областях. Здесь также отметилась гимназия №44, вошедшая в число ста лучших российских общеобразовательных организаций индустриально-технологического профиля. А Губернский лицей вошел в ТОПы-100 сразу по четырем направлениям: химико-биологического, физико-математического, физико-химического и индустриально-технологического профилей. В число сотни лучших в стране по биолого-географического профилю была включена пензенская школа №76. А одной из лучших по оборонно-спортивному профилю стала пензенская я же школа №19.
Можно порадоваться за коллективы пензенских образовательных организаций, отмеченных на уровне лучших по России. Однако предаваться полному восторгу по этому поводу несколько мешает более тщательное изучение данных всех составленных ТОП-списков.
В общий ТОП-500, как было сказано выше, включены два общеобразовательных учреждения Пензенской области. Однако при этом в данном списке можно обнаружить более весомое представительство менее населенных чем наш регион субъектов, в которых, надо полагать, и школ меньше. Скажем, республика Мордовия представлена шестью организациями, а Марий Эл — тремя. Любят же у нас по всякому поводу отмечать определенное превосходство над соседями по Приволжскому федеральному округу. Негоже будет скрывать тогда и недостатки на их фоне.
Обращает на себя внимание и стабильный показатель Пензенской области, выражающийся в двух образовательных организациях, ежегодно входящих в ТОП-500 за последние три учебных года. Ни больше, ни меньше. В нынешнем году в нем сохранила свою позицию 44-я гимназия, а 6-я заменила по сравнению с прошлогодними данными Губернский лицей для одаренных детей. Для сравнения показатели за последние три года Мордовии и Марий Эл: 4 — 3 — 6 и 4 — 3 — 3 соответственно.
Смотрим список ТОП-300 сельских общеобразовательных организаций. Сколько там таковых из Пензенской области? Ни одной. Грустно. Ведь там представлены и северокавказские республики, уровень развития образования в которых в обывательской среде принято считать низким.
Далее обратим внимание на ТОП-200 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся. Отметившегося здесь год назад Губернского лицея для одаренных детей на этот раз в списке не наличествует. И не нашлось на этот раз в Пензенской области ни одной организации, которая смогла бы его здесь заменить.
Таким образом, судя по данным рейтингам, за ободряющими отчетами регионального минобра явственно просматриваются определенные проблемы в областной системе образования. О которых у нас предпочитают умалчивать, скрываясь за положительными данными списков ТОП-школ.
А вообще-то всяческие рейтинги — штука, как известно, специфическая, и где-то в чем-то весьма субъективная. Скажем вот пензенская школа №57 ни в каких ТОПах не представлена. Но именно из ее стен выпустился в нынешнем году Егор Крупкин — единственный в области и один из немногих в стране «трехсотбалльников» по результатам ЕГЭ. Так что, может, не все так уж и плохо у нас, если абстрагироваться от всех этих рейтингов?