Что делает Лермонтов на заднем дворе Заксобра?

Вот уже около полугода на парковочном пространстве за зданием Законодательного собрания Пензенской области стоит памятник Михаилу Лермонтову. Скрытая от посторонних глаз скульптура вызывает интерес у жителей города. За что «наказан» великий русский поэт и выслан за пределы «красной линии» Пензы? Почему возможность обозревать изваяние имеют лишь сотрудники парламента и народные избранники, а простые граждане лишены такого удовольствия?

В ПЕНЗЕ — ТРАНЗИТОМ
Как удалось выяснить редакции информационно-аналитического портала «Пенза-Онлайн», данная скульптура — работа художника из Саранска Сергея Гурьянова. Изначально он хотел подарить ее Пензе в 2014-м — аккурат в год 200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова. Но в суете подготовки к праздничным мероприятиям, посвященным юбилею поэта, этот вопрос сначала отложили на второй план, а потом о скульпторе из Мордовии с его подарком и вовсе забыли.
Тем не менее, весной этого года памятник Лермонтову все же привезли в Пензу и по просьбе Сергея Гурьянова временно разместили на территории Законодательного собрания — до принятия ответственного решения о том, куда же его поставить, на чей баланс передать и т.д.
Как нам стало известно из конфиденциальных источников, в региональном парламенте по этому поводу даже было заседание комиссии с приглашением чиновников от культуры. Оно велось без протокола и без приглашения СМИ.
Понятно, что памятнику на заднем дворе не место, и надо что-то с ним делать. С другой стороны, какой-то культурной и исторической ценности скульптура, по мнению людей сведущих, не представляет. К тому же историков и деятелей культуры смутил тот факт, что на постаменте высечены не стихи великого поэта, как оно должно быть по логике вещей, а строки, сочиненные самим скульптором Гурьяновым:
Поэт — пророк, властитель дум,
Высокий дух, блестящий ум,
И сердца любящего пламень,
И воля твердая, как камень!
В итоге, комиссия так ничего и не придумала. А памятник продолжает «скрываться» от жителей Пензы и гостей города на территории парковки Законодательного собрания. Увидеть скульптуру можно со смотровой площадки у памятника Первопоселенцу, но насладиться в полном объеме работой Гурьянова, подробно разглядеть детали, искоса не получается.
Если копнуть глубже, то оказывается, что эта скульптура готова была украсить какой-нибудь сквер или проспект еще в… 2012 году. И тогда Сергей Гурьянов намеревался подарить ее родному Саранску, о чем был снят сюжет на канале «Россия 1. Мордовия». В сюжете скульптор объясняет, почему, по его мнению, данная работа должна появиться именно в центре столицы Мордовии. Как видим, не появилась и не украсила, а отправилась кочевать по другим регионам, имеющим отношение к судьбе поэта.
ЛЕРМОНТОВ — НЕ ПЕРВЫЙ
Стоит отметить, что из-под руки Сергея Гурьянова вышло множество скульптур, которые так и не нашли своего места под Солнцем. В социальных сетях в интернете в адрес художника встречаются порой совсем нелестные замечания. Как, например, такое: «Саранский бизнесмен, которому от нечего делать хочется заполонить все города своими бездарными скульптурами самоучки без образования». Да, Гурьянов по образованию — не художник, а юрист. Но хочется человеку творить, ничего тут не поделаешь!
Кстати, стихи собственного сочинения, высеченные на постаментах, — непременная «фишка» большинства скульптур мордовского художника. А памятник Лермонтову — не первая из работ Гурьянова, нашедшая временный приют на территории парковки пензенского регионального парламента.
Напомним еще одну историю. В марте 2013 года во дворе Заксобра появился памятник летчику-асу, трижды герою Советского Союза Александру Покрышкину. Горожане тут же обратили внимание на ошибки в строках мемориальной надписи «Великому ассу великой страны Покрышкину...» Слово «ас», если что, по нормам русского языка пишется с одной буквой «с».
Осенью того же года «транзитный» памятник был вывезен, как сообщил сам Гурьянов, в Москву. След его затерялся, однако в 2015-м скульптура внезапно обнаружилась уже в Самаре. По сообщениям местных СМИ, власти города также взяли Покрышкина к себе в город временно — пока не решится его дальнейшая судьба.
И таких кочевых памятников у скульптора из Мордовии много — на все Поволжье может хватить…
Кстати
22 сентября в ИнтелПарке «Академия» состоится круглый стол на тему «Историческая память в Пензе», на котором, в том числе, планируется обсудить необходимость сохранности существующих памятников предыдущего периода с учетом мест их изначальной и нынешней дислокации, а также необходимость возведения новых памятных объектов. Конечно же, мы затронем и тему «транзитных» памятников работы мордовского скульптора-бизнесмена Сергея Гурьянова, которые время от времени появляются за забором местного Заксобра.