Чемпионат мира 2018 в Пензе: как пытаются завести проект в тупик
Журналист
Журналист
Андрей Сапунов

Немногим более месяца осталось до начала Кубка Конфедераций, немногим более года осталось до начала исторического Чемпионата мира по футболу 2018, который впервые пройдет в нашей стране.

1111.jpg

Усилиями самых разных людей город Пенза получил статус базы команд-участниц Чемпионата мира. Почти сразу же Губернатор региона провозгласил, что Пензенская область должна использовать максимум преимуществ от участия в форматах Чемпионата Мира в России — масштабного проекта, инициированного лично Президентом РФ.

Реализация любого современного проекта требует проектного подхода и соответствующих технологий реализации. В реалиях Чемпионата Мира по футболу иной подход невозможно придумать: ведь подготовка к этому мировому событию поистине многогранна, а отложить его начало не получиться ни на день.

Строительная лихорадка


Несмотря на то, что мы должны создать полноценную базу команд, которая привлечет кого-либо из участников Чемпионата, на нас, кроме всего прочего, справедливо рассчитывала соседняя Мордовия, столица которой город Саранск, является городом-организатором футбольного Мундиаля.

Но пока, традиционно, не сложилось. Поначалу вся подготовка нашего региона к Чемпионату Мира вылилась в чисто строительную проблематику с глубоким отставанием от любых графиков, ошибками как в проектировании, так и в строительстве. Реконструкцию тренировочной площадки на базе МАУ ФК «Зенит» и последующую сдачу объекта в эксплуатацию не удастся отложить ни на сутки (в отличие от строительства Цирка, Спасского Собора или Перинатального Центра).

Таким образом, вместо качественного и ритмичного возведения знакового для региона объекта участия в форматах Чемпионата Мира, очень важного, кроме того, в качестве спортивного наследия, наш регион гарантировал «штурмовщину» и строительную лихорадку до самого последнего дня строительства.

База команд в Пензе расположена исключительно выгодно. Однако в описанных реалиях, приглашение к нам реальной команды — это тоже большая и профессиональная работа. Она осложняется тем, что график проектирования и строительства тренировочной площадки не соблюдается с самого начала. Неспроста наш город посетила только одна национальная федерация, да и произошло это в прошлом году с помощью дополнительных усилий. Тем временем уже заметная часть команд-участниц не только посетили, но и выбрали для себя города размещения. Без системных компетентных усилий мы рискуем остаться на обочине проекта.

Но самое неприятное, что чисто строительная проблематика — это еще не вся «повестка дня» подготовки к Чемпионату. График строительства тренировочной площадки еще можно привести в необходимый вид, однако подготовка тренировочной площадки остро нуждается в сочетании с другими элементами базы команд.

Необходимо понимать, что тренировочная площадка базы команд участниц это лишь один из элементов. База команд не состоится, а команда-участница не приедет, если мы не учтем всех нюансов соревновательного и тренировочного процессов, не обеспечим комфортного и технологичного пребывания гостей на всех этапах их пребывания в нашем городе.

Неожиданная активация


Неожиданно, спустя два года после начала участия региона в проекте проведения Чемпионата Мира по футболу 2018 года в РФ (заявка на размещение базы команд была собрана и подана в мае 2015 года), оживилось Министерство промышленности региона с транспортными идеями. В результате был выдан набор неожиданных фантазий на тему транспортных реалий и перспектив.

Прозвучали и пожелания выучить таксистов английскому языку, разместить официальную символику на региональном автотранспорте, привлечь студентов для сопровождающих поездок гостей Чемпионата, которые (вдруг!) захотят пожить в нашем городе и тому подобные заявления, мало имеющие общего с реальностью.

Иного трудно было предположить, когда ведомство, которое благополучно устранилось от проектной работы на два года, вдруг решило высказать неподготовленные инициативы. Как же выглядят наяву благие транспортные пожелания? 

 Для того, чтобы принять участие в перевозках такси в Саранске в дни официальных игр Чемпионата Мира, нужно решить совсем иные задачи, нежели снабжение разговорниками или заученными фразами неопределенного числа водителей. Действительно необходимые задачи четки и компетентны, они имеют самостоятельный смысл, особенно в рамках существующей террористической угрозы, в них надо профессионально ориентироваться без ненужных фантазий. Эти технологии привлечения транспорта существуют не только в межрегиональном разрезе, но и, даже, в трансграничной реализации.

Над ними нужно просто системно работать. Что касается обучения иностранному языку, то такие примеры имеются, например, на Олимпиаде в Сочи целенаправленно обучали иностранному языку организованные группы, волонтеров, представителей полиции и городских сервисных служб. Однако, дело в том, что это были, в основном фразы вежливости и обихода, и они не касались финансовых взаимоотношений. Это принципиальное отличие.

 Планы нашего Министерства намного шире: это языковые курсы для неопределенного числа водителей такси, которых еще и планируется снабдить устройствами для расчетов кредитными картами с иностранцами. Представьте на минуту, что водителю придется вести разговор с иностранцем по поводу отмены или коррекции электронной транзакции с использованием кредитной карты, например, если пассажир передумал ехать или возникло недопонимание с маршрутом поездки.

 Может ли хватить приветственных фраз или записей разговорника для этой цели? Не ставим ли мы в тупик тем самым наш несуществующий пока англоязычный транспортный сервис такси? Ту ли мы проблему решаем? Для решения таких проблем существуют проверенные методы и технологии. В оставшееся время надо сосредоточиться на их профессиональной отработке с соседями в Саранске и коллегами в Оргкомитете Россия-2018 и реализации в наших реалиях, а не фантазировать на свободно заданные темы.

Для того, чтобы кого-либо отвезти на матчи в Саранск (в том числе и на такси), необходимо, чтобы болельщики прибыли в наш город, то есть (в идеале) приобрели пакет, состоящий из: билетов на проезд, ваучера на проживание в городе Пенза, билетов на матчи чемпионата. Именно так, в своем большинстве, планирует прибыть в нашу страну иностранные туристы (а ведь именно для них планируют обучить английскому языку водителей такси).

 Весь парадокс в том, что наш регион так и не заключил необходимого соглашения с соседней Мордовией об этом, несмотря на то, что официальные лица из Саранска приезжали с этим предложением к каждому из курирующих заместителей Председателя Правительства по мере их регулярной смены. Таким образом, наше Министерство промышленности планирует отвозить в Саранск не существующий в природе поток болельщиков, даже не оценив возможного числа этих людей, а следовательно не рассчитав необходимый транспортный ресурс (электропоездов, автобусов, такси).

 Все усложняется еще и тем, что на уровне руководства региона были озвучены планы реконструкции местного аэропорта. Это предполагалось сделать ни «до», ни «после», а почему-то именно во время Чемпионата Мира по футболу. Видимо, это какая-то особая технология привлечения гостей и участников Чемпионата Мира.

Для того, чтобы разместить официальную символику Чемпионата Мира где-либо (на бортах автомобилей в том числе), необходимо провести большую и профессиональную работу, причем в рамках подписанного соглашения между администрацией города Пенза, ФИФА и Оргкомитетом Россия-2018. Эту работу необходимо было тщательно и профессионально вести уже полтора года, но у нас данный документ считался потерянным до недавнего времени.

 Надо признать, что размещение официальной символики на автомобилях такси (перевозка пассажиров на возмездной основе) практически нереальна, требует отдельных соглашений, имеет финансовую составляющую и фантазировать на эту тему, особенно при отсутствии реальной работы в рамках соглашения, бессмысленно даже на уровне руководства региона. Эти бесплодные затеи не только отвлекают от реально необходимой работы, но и вводят в заблуждение заинтересованных лиц.

Туристов —  в гостиницы


Ранее возникали ни с чем ни связанные планы по туристической привлекательности региона для гостей и болельщиков Чемпионата Мира. Это еще более странно в условиях отсутствия конкретного соглашения с Республикой Мордовия о приеме на территории Пензенской области болельщиков или целевых групп Чемпионата. И мы, и мордовские соседи сильно зависим от жеребьевки турнира, которая пройдет в декабре 2017 года.

Обещать гостиницам заполнение болельщиками без дополнительной работы в этом направлении в рамках того же соглашения между администрацией города Пенза, ФИФА и Оргкомитетом Россия-2018 достаточно легкомысленно. Никто не гарантирует гостиницам региона вообще какого-либо заполнения в дни Чемпионата. Тем не менее, системная проектная работа позволяет свести риски незаездов к минимуму и достойно подготовить гостиничный фонд в необходимом, четко рассчитанном объеме. Это, в свою очередь, даст необходимый толчок гостиничному бизнесу и укрепит доверие к органам власти и управления.

Таким образом, наши совершенно естественные желания «получить максимум возможного от участия в форматах Чемпионата Мира» могут разбиться об отсутствие системности в работе и проектного управления.

Именно проектное межведомственное управление, так полюбившееся Губернатору региона в Белгородской области, способно вернуть надежду на компетентный подход и получить хотя бы часть преимуществ от участия региона в форматах Чемпионата Мира.

Что касается гостей и болельщиков чемпионата, то сама возможность их заезда в наш город зависит от:

 а). Прибытия через транспортные терминалы,

 б). Размещения в городе и окрестностях,

в). Доставке на стадион просмотра матчей,

г). Возвращение в город размещения,

д). Убытие через транспортные терминалы.

Все эти элементы четко сочетаемы и соизмеримы. Мы не сможем разместить, например, 5000 иностранцев, если аэропорт не обеспечит прием такого количества гостей. Вообще, готовить к приему большее количество мест размещения, чем расчетный поток прибытия, бессмысленно, если не вести специальной работы по его диверсификации. Нет никакого смысла ожидать большее количество болельщиков, чем мы гарантированно (с определенным резервом) способны доставить на стадион проведения матчей.

 При всем уважении к местным достопримечательностям, болельщики приедут смотреть футбол и непопадание на матчи по любой причине будет воспринято как неминуемый скандал. Мы не можем позволить себе не вернуть проживающего у нас болельщика обратно в Пензу после матча, даже если он заблудился в Саранске. Наши транспортные технологии должны это предусматривать, и такие решения существуют. Все приехавшие к нам гости должны благополучно покинуть регион с самыми теплыми впечатлениями и желанием вернуться вновь.

Поэтому мало предсказуемые всплески ведомственной активности не способны решить существующих проблем и лишь только усложняют ситуацию.

И именно такие вызовы как участие области в форматах Чемпионата Мира дают четкое понимание способен ли регион к практикам проектного управления, успешно применяемых в других территориях, или бессистемность и традиционная «штурмовщина» — это «наше все»?
Источник фото: arenabaltic.com

Похожие статьи