Чем заманить туриста в регион?
Журналист
Журналист
Владислав Беляков

Почему на территории Пензенской области так медленно и вяло развивается внутренний туризм? Этот вопрос регулярно поднимается на совещаниях, семинарах и круглых столах. Однако воз и ныне там. Российский турист (тем более иностранный) ехать в наш регион упорно не хочет. Хотя места, говорят, у нас хорошие. Но то ли узнаваемого бренда нам не хватает, то ли слабо продвигают регион на федеральном уровне те, кому положено этим делом заниматься, то ли есть тому еще какая-то причина…


Пять тем знаковой встречи


Минувшим летом ситуацию решили в очередной раз поправить, устроив на «Чистых прудах» расширенное заседание Координационного совета при правительстве Пензенской области по вопросам развития туризма и реализации законодательства РФ в Пензенской области (оказывается, есть и такой совет). На заседание пригласили представителей референтных групп, а именно: активных членов известных городских сообществ, представителей туристических агентств, держателей гостиничного бизнеса, музейных работников и прочих лиц, так или иначе заинтересованных в развитии туризма в регионе.

Для придания значимости мероприятие прошло под председательством аж целых двух зампредов правительства Пензенской области — Юрия Кривова и Андрея Лузгина. В повестке дня было пять вопросов:

— О развитии въездного туризма в Пензенской области. Сотрудничество в сфере туризма с иностранными государствами, с которыми действуют межправительственные соглашения.
— О развитии событийного туризма. Формирование календаря событий Пензенской области на 2017 год.
— О продвижении туристского потенциала Пензенской области.
— О создании туристского бренда Пензенской области.
— О проблемах, с которыми сталкиваются региональные туроператоры в части организации экскурсий по Пензенской области.

Отметим, что все пять тем довольно обширны. И, несмотря на то что по многим аспектам они пересекаются, обсудить их за один день, да еще и вынести по ним предложения и решения, сразу представлялось делом проблематичным, а где-то даже нереальным. Тем не менее, встреча состоялась, и некоторые пути были намечены.



Три тысячи туристов в день


Владелец гостиничного комплекса, в котором прошла встреча, Константин Волков заверил собравшихся, что, согласно его подсчетам, говорить о Пензенской области как о туристическом регионе можно лишь тогда, когда ежедневный поток внешних туристов будет составлять не менее 3 тыс. человек. Причем, именно внешних. Пензенские школьники и семьи, которые совершают однодневные экскурсии по области, в данном подсчете учитываться не должны. Ведь они, по сути, перекладывают рубли из одного кармана в другой. А деньги в регион должны прийти извне.

Если исходить из вышеназванной цифры, в Пензенской области должно быть достаточное количество гостиниц, чтобы принять такое количество туристов. Представители турагентств посетовали на то, что мест в отелях у нас мало, а те, что есть — слишком дорогие, цены в них — почти столичные.

Тогда же зампред правительства Юрий Кривов добавил, что имел разговор с собственником главного пензенского долгостроя — гостиницы «Интурист» на ул. Пушкина. И тот якобы заверил, что к 2018 году объект будет тоже готов к приему постояльцев. Так что мест в отелях будет предостаточно. И это вовсе не проблема. Проблема в том, чем завлечь туристов? Почему они должны вдруг выбрать нас, а, допустим, не в соседнюю Мордовию?

Представители турагентств отметили, что иногородние жители и иностранцы приезжают в наш регион, прежде всего, чтобы посетить «Тарханы». Этот музейный комплекс можно назвать лидером рейтинга достопримечательностей Пензенской области. Однако надолго в «Тарханах» турист также не задерживается, предпочитая ограничиваться одним днем, которого вполне хватает на обзор местных красот. А значит, человек не оставляет деньги бизнесу в виде гостиниц и общепита. То же самое касается экскурсий по областному центру.

К примеру, приезжает автобус с туристами из Самары. Ночь в пути он едет к нам, ночь — обратно, а световой день тратится на изучение достопримечательностей.

Поэтому, если говорить о развитии событийного туризма, то в календаре на 2017 год надо планировать не однодневные, а продолжительные мероприятия. Примером такого события может служить фестиваль джазовой музыки «JazzMay», на который, как известно, охотно приезжают из соседних регионов, ночуют в Пензе, оставляя деньги в гостиницах, кафе и ресторанах, покупая сувенирную продукцию.



Также прозвучало мнение о том, что, прежде чем привлекать туристов в регион, надо создать им хотя бы элементарные бытовые условия. А у нас на многих объектах, претендующих на место в рейтинге посещаемых и популярных, даже туалетов нет.

Ориентир — на китайцев


Рациональных предложений на той встрече было действительно много. В итоге спустя пару недель все участники встречи получили протокол за подписью Юрия Кривова с перечнем поручений, в котором указаны ответственные за их исполнение, а также сроки реализации. Пройдемся вкратце по некоторым из них.

Начнем с того, что ориентироваться нам предложено на туристов из… Китая. Тут логика в целом понятна: численность населения Поднебесной приближается к 1,5 млрд человек. 200 миллионов китайцев ежегодно путешествуют, выезжая за пределы страны, при этом, по разным оценкам, около 2 млн выбирают объектом туризма Россию. Почему бы части из них не посетить Пензенскую область?

Для этого, в частности, предлагается:
— Организовать встречи правительства Пензенской области с туроператорами Москвы и Санкт-Петербурга с целью определения критериев для привлечения иностранных туристов, в том числе из КНР.
— Разработать региональный туристский маршрут для туристов из КНР с учетом требований туроператоров безвизовой зоны.
— Подготовить справку об исторической связи «Золотаревского городища» с КНР (уверены, такая связь существует, а если нет, то ее можно придумать — примечание автора).



К слову, встречи с туроператорами должны состояться уже в октябре этого года, а «китайский» туристический маршрут поручено разработать до 1 ноября. Также до ноября должна быть обновлена информация в интернете о достопримечательностях Пензенской области и исторических личностях, с ней связанных; проработан вопрос привлечения туристов из городов-побратимов, расположенных на территории иностранных государств; проведен конкурс среди учащихся на лучший слоган «Пенза — это…», конкурс на лучший туристический маршрут и т.д. Отдельное поручение дано туроператорам, которые должны подготовить информацию об «объектах показа Пензенской области, нуждающихся в улучшении качества обслуживания туристов».



Всего поручений — 20, ответственных лиц и того больше, а сроки ограничены — ноябрь уже не за горами.
К сожалению, главный инициатор перемен в области внутреннего туризма, он же — человек, подписавший протокол, Юрий Кривов — покинул наш регион.

6 сентября его кандидатура была согласована на должность вице-губернатора Севастополя. Нам думается, что развивать туризм в Крыму слегка попроще, чем в Пензе. Тем более, что к сфере его кураторства в Севастополе относятся в том числе управление культуры и управление охраны объектов культурного наследия.

Юрию Кривову мы желаем удачи во всех проектах, а сами ждем ноября. Судя по поручениям, он обещает быть интересным — хотя бы в плане повышения туристической привлекательности Пензенской области. А также ждем нового куратора туристической отрасли в лице зампреда правительства.

Фото автора.

Похожие статьи