Близок ли конец пензенских «районок»?
Журналист
Журналист
Максим Денисов

Два с половиной года назад, еще работая в одном исключительно печатном издании, автор задался одним вопросом, не дающим ему покоя до сих пор. На тот момент он формулировался следующим образом:

«По роду своей деятельности автору данных строк доводится встречаться с представителями самых различных профессий».



Это журналистский штамп из эпохи развитого социализма. Очень давно хотел его использовать. И вот представился случай. Так вот, в беседе практически с каждым из них, так или иначе, всплывала тема регионального министерства или ведомства, влияющего на работу этих людей. Врачи, учителя, строители, сельхозпроизводители — все поминали свое чиновное руководство. Чаще, конечно, бюджетники, но и «частники» тоже не проходили мимо.

В основном, конечно, ругали. Тем не менее — факт. Практически любой человек по роду своей деятельности, так или иначе, зависит от действий регионального профильного министерства, департамента и т.д.

И вот недавно мне вдруг вспомнилось — а ведь и у меня есть свое министерство! Деятельность которого лично я никак не ощущаю. Почему?.

Да-да, дорогой читатель, тогда это было именно областное министерство — общественных связей и массовых коммуникаций (созданное, кстати, к тому времени недавно — месяца еще не прошло). А я заглянул туда к ним с вопросом «А что это вы тут делаете?».

 Нет, ну, в самом деле, чем они занимаются? За это время областное ведомство было несколько раз преобразовано. Весной 2015 года в «Департамент информационной политики и СМИ». Затем — летом была воскрешена должность пресс-секретаря губернатора и правительства области. А сам департамент был переименован еще раз. Слившись с управлением внутренней политики. Функции которого тоже оставались загадочными (но о внутренней политике — в другой раз).

А потом был избран новый губернатор и при нем «все стало, как при бабушке», то есть опять-таки Департамент информационной политики и средств массовой информации. И сейчас я начинаю прозревать, что именно в этих пертурбациях и состоит истинный смысл существования областного ведомства, отвечающего за СМИ. Ну а в чем еще?
День сегодняшний

На самом деле, к нынешнему Департаменту — претензии минимальные. Равно, как и к его нынешнему руководителю Олегу Долженко. «Выдавили» его из ведомства «ужа и ежа» прямо вот-таки недавно, равно как недавно и получил Долженко свою должность.

Поэтому мы даже позволим себе не комментировать себе, доставшийся им в наследство сайт с отчетами за 2013 год (это неудивительно — о чем предыдущему руководству предыдущего ведомства было отчитываться? О стычке с фотокорреспондентом, презрительно проигнорировавшим его претензии?) — там, правда, еще висит отчет о гражданском обществе, но это уже ныне подведомственно отделившегося Управлению внутренней политики, которое мы уговорились пока не касаться.

Зато есть замечательный материал коллеги Белякова о докладе начальника департамента информационной политики и средств массовой информации региона Олега Долженко на заседании правительства области.26 августа. Из него явствовало, что отныне ведомство сосредоточится на районных изданиях.

Бедные районки


Вот здесь согласны — власти необходим свой «рупор» (выражение коллеги Белякова). Что особенно важно, при отсутствии других «рупоров». В статье совершенно справедливо указано на то, что телевидение в районах таким рупором служить не может. По большей части ныне — это спутниковое ТВ, в сети которого местные телеканалы войти не могут - ибо платно.

С другой стороны совершенно неправильно, с моей точки зрения, оценено проникновение интернета в районы. Сейчас сложно найти села, куда бы ни проникла мобильная связь и, соответственно интернет. Косность сельских жителей в освоении сего достижения цивилизации — миф. Известный предприниматель, фермер экс вице-губернатор Николай Овчинников сетовал на то, что интересы сельчан резко поменялись. Если раньше, после трудового дня женщин можно было увидеть на личном огороде, а мужчин, ковыряющимися в автомобилях, то сейчас — все поголовно в социальных сетях.

Отсюда и вывод, куда должны двигаться районные газеты. И на наш взгляд, вектор, выбранный Долженко неправилен.

Плюс интернетизация всей страны


«Олег Владимирович сообщил, что у каждой районной газеты есть свой сайт. Однако, как показывает практика, особой популярностью у населения представительства печатных изданий в интернете не пользуются. По словам Олега Долженко, 1 сентября планируется запустить в интернете единый информационный портал, на котором будут аккумулированы все материалы из районных газет. К началу 2017 года все сайты «районок» перенесут на эту площадку».

1 сентября, равно, как и через неделю 8-го мы ничего не обнаружили. Но, может быть, и к лучшему, поскольку остается время пересмотреть позиции.

Во-первых. Для чего, кроме донесения важной для руководства области и районного начальства существуют районные газеты? Для того, чтобы узнавать районные новости и получать районные объявления, что у соседа сруб, например, продается.

Проходимся по сайтам «районок» и видим, что они, хотя по количественному и качественному наполнению и превосходят, в большинстве, собственно сайт департамента, но задачу не решают.
Во-вторых. У нас сейчас много говорится о необходимости привлечения инвестиций. Но для этого нужно знать о потенциале региона!

Вот у меня мужская полуинтимная проблема — нормальных носков не могу купить — ни одна пара больше одной стирки не выдерживает — такое… сейчас производят. И вот тут я с удивлением узнаю, что есть чулочно-носочная фабрика в Вадинске «Керенские мануфактуры». Захожу на сайт Вадинской «районки» — и вот какую дулю он мне выдает по поисковику . А если я инвестор?
Ну и третье. Слова Долженко о малой посещаемости интернет-сайтов «районок». Так вот отсюда она и малая посещаемость!

Поможет ли решению поставленных задач принцип «гоп в одну кучу»? Мне, почему-то кажется, что будет еще хуже. Ибо лезть и смотреть на скудные новости по своему разделу, который еще найди — не, социальные сети ближе.

Кто подымет?


Все сводится к одному — сайты «районок» делаются, хоть и старательно, но не по уму. Ключевым понятием здесь должны стать социальные сети, столь популярные ныне у сельчан. Свободные форумы для земляков, рекламируемые через них, хотя бы — сколько у нас покинуло молодежи, в особенности, область? На самом деле, технологии раскрутки имеются. Нужно только знать и вариться во всем этом. Разумеется, грамотно подбирая и располагая контент.
Кто это должен делать?

Плач по журфаку


Нет, что ни говорите, а я никогда не понимал смысла существования этого факультета. Все известные мне хорошие (не говоря уж о замечательных!) журналисты ни на какого «журналиста» не учились. То, с чем мне приходилось сталкиваться с приходящими на летнюю практику, —полный кошмар и заведомая профнепригодность. Здесь принцип один — в бой, а там выживешь или нет. Если выживешь — тогда, конечно, курсы, мастер-классы — все это чрезвычайно полезно. Но журфак, тем более пензенский… нет, не помню.

И, правильно председатель правительства Пензенской области Николай Симонов усомнился, куда это все выпускники деваются. Вот только выводы он тоже делает неправильные.

«На многих ведущих предприятиях региона есть газеты с хорошей историей и опытным коллективом сотрудников, — отметил председатель правительства. — Советую взаимодействовать с ними. Это будет интересно и продуктивно и для районных газет, и для заводских многотиражек».

Ничему и никого опыт заводских многотиражек не научит. Времена «корреспондентов» с «лейкой и блокнотом» канули в романтическое прошлое. Если правительству сегодня нужны «районки» нужен заказ на современного специалиста, чувствующего себя в интернете, как рыба в воде, знакомого с современными технологиями продвижения информации. И готовить для них вакансии. Соответствующие. Ехать «работать в районную газету» мало кого сейчас соблазнит из молодежи. А вот работать на продвижение (пусть, в том числе и с выездами на места) — может быть. Будущее все равно в этом направлении.

Источник фото: soc-set.com

Похожие статьи