Английское упрямство, американская техника и русская кровь
Журналист
Журналист
Павел Арзамасцев

«Вторую мировую выиграли английское упрямство, американская техника и русская кровь».

Это жесткий и отчасти циничный афоризм принадлежит писателю, участнику французского Сопротивления Морису Дрюону. И по этому поводу первым делом вспоминается ленд-лиз, которому 31 августа исполняется 75 лет. В этот день первый ленд-лизовский конвой пришел в Россию. Это событие отмечается сегодня в Архангельске.



«Дервиш» на Севере


Первый конвой еще не получил буквенной литеры PQ, а назывался «Дервиш» и состоял из 7 транспортов с сырьём (в первую очередь каучуком и продовольствием) и военной техникой (15 самолётов в разобранном состоянии).

21 августа конвой вышел из Хвальфьордур, Исландия. Вместе с конвоем отправился авианосец «Аргус», на который разместили 24 истребителя «Харрикейн» 151-го авиакрыла Королевских ВВС. Также прикрытие конвоя осуществляли авианосец «Викториес» и 2 крейсера под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера. Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой конвой без потерь благополучно прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г.

«Харрикейны» поднялись с «Аргуса» на два дня раньше и приземлились на аэродроме Ваенга. Собственно говоря, этот конвой еще не был чисто ленд-лизовским. Это была пока еще не американская, а английская помощь, далеко не бескорыстная. Советскому Союзу еще только предстояло войти в программу ленд-лиза, и на этом пути было немало препятствий.

 

Миролюбивый американский народ


Откуда взялся ленд-лиз, и почему Америка прибегла к столь необычному (об этом ниже) способу оказания помощи своим будущим союзникам? Дело в том, что подавляющее большинство американцев воевать категорически не хотело, надеясь отсидеться за океанами. Поэтому почти сразу же после начала Второй мировой войны, 5 сентября 1939 г. США объявили о нейтралитете.

Да и к войне Америка была не особо готова. Флот и авиация у штатов действительно были мощными, а вот сухопутные войска к началу Второй мировой по численности занимали всего лишь 16-е место в мире. И имели на вооружении всего лишь 377 танков. В то время как в СССР, например, численность танков перевалила далеко за десять тысяч.

К тому же многие американские промышленные компании имели очень тесные связи и очень выгодные контракты с немецкими промышленными компаниями.

В общем, амеры упорно не хотели воевать. И даже – страшно подумать – оружием торговать не хотели! Но президент США, дальновидный «ястреб» Рузвельт хотел. И дабы не ссориться с избирателями и частью конгрессменов, повелел изыскать какие-то нестандартные ходы, чтобы обойти сопротивление «голубков».

Адвокаты спасают мир


И решение было найдено. Два ушлых юриста из Министерства финансов – Эдуард Фоли и Оскар Кокс отыскали в архивах закон 1892 года, принятый еще при президенте Б. Гаррисоне, согласно которому военный министр США «…когда по его усмотрению это будет в интересах государства, может сдавать в аренду на срок не более чем 5 лет собственность армии, если в ней не нуждается страна». Все дальнейшее было делом техники. Был подготовлен Закон о ленд-лизе, который удалось протащить через Конгресс. Воюющие с Германией страны получили огромную помощь от США и некоторые из них, по сути, спасены от поражения.

Танки в аренду – русскому френду


Ленд-лиз (от англ. lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём) — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе (англ. Lend Lease Act; полное название — «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», англ. An Act to Promote the Defense of the United States), принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал следующие условия:

- поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате;
- переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов);
- в случае заинтересованности американской стороны, неразрушенные и неутраченные техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США.

Как видите, условия для союзников США были весьма выгодные: получить в аренду, допустим, танк или боевой самолет, ничего за него не платить и не нести никакой материальной ответственности в случае его потери или уничтожения – когда такое было видано?

Первоначально, в программу ленд-лиза вовлекались страны Британской Империи и Китай. С ноября 1941 года к программе присоединили СССР, а к концу войны практически все союзники США стали её участниками. В 1942 году США подписали с Великобританией, Австралией, Новой Зеландией, СССР и «Свободной» Францией ещё одно соглашение, т. н. «Обратный» ленд-лиз. Согласно ему уже союзники предоставляли армии США товары, обслуживание и транспортные услуги, свои военные базы.

Всего поставки по ленд-лизу составили около 50,1 млрд. долларов США (612,88 млрд. долларов в ценах 2008 года, из которых 31,4 млрд. долларов было поставлено в Великобританию, 11,3 млрд. — в СССР, 3,2 млрд. — во Францию и 1,6 млрд — в Китайскую Республику. Обратный ленд-лиз (поставки союзников в США) составил 7,8 млрд. долларов, из которых 6,8 млрд долларов пришлись на Великобританию и страны Содружества.

Золото крейсера «Эдинбург»


Один из самых распространенных и живучих мифов о ленд-лизе — это миф о том, что Советский Союз расплачивался за него не только кровью солдат, но и золотом. Некоторые основания для этого мифа имеются — за первоначальные поставки вооружения и материалов из Англии, до того как в ноябре 1941 года СССР вошел программу ленд-лиза США действительно оплачивалось золотом.
  
Золото перевозилось море на военных кораблях, и не всегда доходило до места назначения. Так, 28 апреля 1942 года из Мурманска в Англию крейсер «Эдинбург», имея на борту около 5,5 тонн золота. Частично это была оплата советских закупок в Великобритании еще за 1941 год, а частично — «обратный ленд-лиз»: золото поставлялось как сырье, которое использовалось для золочения контактов телефонного, радио- и навигационного оборудования. 2 мая 1942 крейсер был потоплен после ожесточенного боя с немецкими кораблями и подводными лодками и затонул на глубине 260 метров.

С развитием водолазной техники в 80-годы золото было поднято в ходе двух совместных советско-британских спасательных экспедиций.
Распределение поднятого золота было осуществлено согласно достигнутой договоренности и прав собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: 1/3 — Великобритании, 2/3 - СССР. Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45 % спасенного золота.

Немного альтернативной истории


У нас ленд-лиз до сих пор многие любят поминать недобрым словом. Основной лейтмотив критики был такой — мол, и сами бы справились с немчурой, без всякого ленд-лиза. Не спорю, справились бы. Но какой ценой, а главное – когда?

По оценке А.Микояна, например, без ленд-лиза война затянулась бы на год-полтора. То есть, как минимум до лета 1946 года.
Что было бы летом 1946 предсказать сложно. А вот что было бы летом 1945 вполне предсказуемо.
Могу даже конкретные даты назвать – 6 и 9 августа. Ну, или около того. Атомные бомбы уже были готовы, и лететь до Германии было куда ближе, чем до Японии.

Города тоже точно назвать не берусь, но есть очень сильное подозрение, что вместо Хиросимы и Нагасаки это были бы Дрезден и Лейпциг – ну, не упустили бы американцы сделать нам небольшую подлянку перед встречей на Эльбе. Так что, как ни крути, но получается, что ленд-лиз, а также то, что Сталин и Жуков безжалостно гнали русские армии вперед на Берлин – все это спасло сотни тысяч немецких жизней. Такие вот бывают парадоксы истории.

Послесловие


По поводу ленд-лиза потом напишут много всяких глупостей и даже гадостей. Иностранную военную технику было запрещено снимать военным кинооператорам, фотографии с ней очень редки. Саму техники всячески хаяли. Особенно досталось «харрикейнам», про которые Сталин в одном из культовых советских фильмов, попыхивая, трубкой сказал: «Дрянь!», было дело. Но вот Покрышкин своей «аэрокоброй» был очень даже доволен, предпочитая ее советским самолетам.

Споры о значении ленд-лиза для СССР не утихают и по сей день. И по-прежнему служат для различных идеологических спекуляций. Не буду грузить читателей цифрами сколько и чего нам дали – их легко найти в интернете. Но бесспорно одно – без ленд-лиза русской крови было бы пролито намного больше. Боюсь, что очень намного. Настолько, что не все сейчас читали бы этот пост, да и не я бы его писал. Бывших союзников у нас как-то благодарить не принято, но я в этот день хотел бы их поблагодарить.

И не только моряков и летчиков, которые вели и сопровождали полярные конвои, но и тех «канцелярских крыс», Фоли и Кокса, которые сумели отыскать столь нужный для Победы закон.

Источник фото: tv29.ru/


Похожие статьи